Август-сентябрь 2013 года стал в России охотничьим сезоном. Охотятся сегодня на людей — заламывают руки, волокут в фургоны, пакуют в лагеря… Сухой юридический язык именует этих людей «нелегальными мигрантами». Как, вероятно, помнит читатель, всё началось с банальной драки на Матвеевском рынке в Москве, в ходе которой от удара кастетом пострадала лобная кость полицая. Пустяк, вроде бы: полицаев в России бьют каждый день, и никто бы ничего не заметил, если б не одно обстоятельство — кастет, помявший полицейскую кость, держала рука уроженца Дагестана. При нынешнем политическом климате этот факт в корне изменил дело: российские медиа с нездоровым возбуждением реагируют на любые приметы «этнической преступности». Следом вступили правоохранители. Посыпались грозные заявления о «декриминализации рынков», поехали арестантские фургоны, побежал ОМОН… Охота открылась.
Реакция фантастически оперативная, но, как часто бывает, неадекватная. Дагестанец, отоваривший мента, — как ни крути, гражданин России, имеющий право свободно передвигаться по стране. А лагеря набивали таджиками, узбеками, вьетнамцами… Поэтому зачистки иммигрантов не имеют ровно никакого отношения к драке на Матвеевском рынке. То есть, конечно, имеют — но в силу другой логики, не той, что декларируется официально. Драка — повод, а не причина.
В действиях властей не надо искать дьявольски хитрых глубинных мотивов. Не стоит кричать и о «наступлении фашизма». Травля иммигрантов (как и вообще немалая часть российской политики) — примитивная и бестолковая кампанейщина. Ее задача — утолить ксенофобскую жажду обывателя да завоевать пару лишних очков в преддверии грядущих выборов. И только. Не забудем, что началось всё с Москвы, где властная монополия Собянина неожиданно оказалась под ударом со стороны ловкого и хваткого популиста Навального. А поскольку Навальный при случае не прочь побренчать жестяными бубенцами национализма — что могла противопоставить его демагогии «партия реальных дел»? Действия, разумеется: реальные зачистки, аресты, лагеря и депортации. Просили? Кушайте! Теперь-то, чай, не скажете, будто московские власти закрывают глаза на «проблему иммиграции». Понемногу просекла фишку и провинция: регионалы с разной степенью энтузиазма взялись за то же самое. В Кронштадте, например, борьба с «понаехавшими» дошла до того, что город в итоге остался без дворников, и теперь утопает в собственных отбросах. Опять же кушайте. Но «понаехавших» в этом уже не обвинишь.
Показательный пример. И правящий класс отлично это понимает. Политические обстоятельства заставляют его выталкивать мигрантов из России, а экономические — зазывать еще и еще. Только в извращенном сознании националиста мигранты «грабят Россию», вывозя на родину заработанные деньги. На самом же деле любой рабочий по определению получает в виде зарплаты меньше чем создает своим трудом. И разница, прибавочная стоимость, никуда не исчезает: она остается вкладом в экономику России, а точней, разумеется, — в благополучие российского капиталиста. Правительственные экономисты без конца твердят: нам нужна рабочая сила, и взять ее можно только из-за рубежа. А полицейские меры помогают держать эту силу в узде: что может подействовать лучше чем угроза высылки? По крайней мере, до тех пор, пока не пройдет политическая горячка — а уж там всеобщая коррумпированность «органов» возьмет свое: гастарбайтеры будут по-прежнему отстегивать ментам необходимую сумму и чувствовать себя в относительной безопасности.
Для нас, марксистов, трудовая миграция — это естественная потребность глобализованной экономики. Сегодняшний мир уже не разделен барьерами на самодостаточные нации и «цивилизации». Нравится кому-то или нет, но приходится жить в новом мире, где потоки товаров (а в том числе и рабочей силы) курсируют по всей планете. (Если при слове «гастарбайтер» кому-то застит глаза образ таджика в грязной робе — можно поставить взамен русского студента, подшабашивающего в странах ЕС, суть не изменится.) Не в том дело, «плох» или «хорош» гастарбайтер, а в том, что он экономически неизбежен, со всеми его реальными, и даже несимпатичными чертами. Факт есть факт — угнетенное сообщество всегда менее «культурно» чем угнетающее, оттого что у него нет ни времени, ни средств воспитывать в себе утонченную культуру. Пока существует рынок рабочей силы — капиталист будет искать «дешевых» работников, лишенных правовой и социальной защиты, а бедняки будут продавать себя за гроши в надежде хоть как-то обеспечить свои семьи.
Из вышесказанного не следует, что мы покорно смиряемся с существующим неравноправием. Однако мы считаем бессмысленными утопические прожекты «ограничения миграции» с одной стороны, и абстрактной пропаганды толерантности — с другой. Наш путь — практика классовой борьбы. Каждый новый профсоюз, каждая забастовка наносят смертельный удар по иллюзиям национализма. Нужно способствовать классовой организации рабочих-мигрантов. Поддерживать их протесты. Нужно привлекать их к возникающим забастовкам и трудовым конфликтам. Наконец требовать равных прав, условий и оплаты труда для всех работников, независимо от их гражданства. Только классовая борьба может покончить с делением людей на «легальных» и «нелегальных».