КАК БЫТЬ С КОРТЕСАМИ?

"Правда" пытается исходить из той бесспорной истины, что голой пропаганды недостаточно: "Компартия должна сказать массам, что им делать сегодня". Что же предлагает по этой части сама "Правда"? Сплачивать рабочих "для разоружения реакции, для вооружения пролетариата, для выбора фабрично-заводских комитетов, для осуществления явочным порядком 7-часового рабочего дня и т. д.". И т. д. -- так и сказано. Перечисленные лозунги бесспорны, хотя и даны вне всякой внутренней связи и вне той последовательности, которая должна вытекать из логики развития масс. Но поразительно то, что руководящая статья "Правды" ни словом не упоминает о выборах в кортесы, как еслиб этого политического события в жизни испанской нации совершенно не существовало, или, как еслибы рабочим до этого не было никакого дела. Как понимать это молчание?

По внешности, республиканский переворот совершился, как известно, через посредство муниципальных выборов. Разумеется, под переворотом были более глубокие причины, и мы об них говорили задолго до падения министерства Беренгера. Но "парламентарная" форма ликвидации монархии пошла целиком на пользу буржуазным республиканцам и мелко-буржуазной демократии. Очень многим рабочим в Испании представляется сейчас, что основные вопросы социальной жизни можно разрешить при помощи бюллетеней. Эту иллюзию может разбить только опыт. Но опыту надо уметь помочь. Как? Повернувшись ли спиной к кортесам или же, наоборот, приняв участие в выборах? Надо на это ответить.

Кроме названной выше передовицы в той же газете напечатана "теоретическая" статья (NN от 7 и 10 мая), претендующая на марксистский анализ внутренних сил испанской революции и на большевистское определение ее стратегии. И в этой статье о кортесах не упомянуто ни единым словом: бойкотировать или участвовать в выборах? Вообще о лозунгах и задачах политической демократии "Правда" совершенно молчит, хотя революцию именует демократической. Что значит это отмалчиванье? Можно участвовать в выборах, можно их бойкотировать. Но можно ли их игнорировать?

По отношению к кортесам Беренгера вполне правильна была тактика бойкота. Было заранее ясно, что, либо Альфонсу удастся на известный период повернуть снова на путь военной диктатуры, либо движение перекатится через голову Беренгера с его кортесами. В этих условиях коммунисты должны были взять на себя инициативу борьбы за бойкот кортесов. Именно на этом мы настаивали при помощи тех скудных средств, какие имелись в нашем распоряжении*2.

Еслиб испанские коммунисты своевременно и решительно выступили за бойкот, распространяя в стране хотя бы небольшие прокламации на эту тему, их авторитет к моменту свержения министерства Беренгера чрезвычайно возрос бы. Передовые рабочие сказали бы себе: "эти люди способны кое-что предвидеть". К сожалению, испанские коммунисты, сбиваемые с толку руководством Коминтерна, не поняли обстановки, готовились принять участие в выборах, но опять-таки, без уверенности. События перекатились через их головы, и первая победа революции почти не принесла коммунистам приращения влияния.

Сейчас за созыв учредительных кортесов взялось правительство Замора. Есть ли основание думать, что созыв этих кортесов будет сорван второй революцией? Никаких оснований. Могущественные движения масс вполне возможны, но без программы, без партии, без руководства эти движения не могут привести ко второй революции. Лозунг бойкота был бы сейчас лозунгом самоизоляции. Надо принять активнейшее участие в выборах.


<<ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УГРОЖАЮЩИЕ ЕЙ ОПАСНОСТИ. || Содержание || ПАРЛАМЕНТАРНЫЙ КРЕТИНИЗМ РЕФОРМИСТОВ И АНТИПАРЛАМЕНТАРНЫЙ КРЕТИНИЗМ АНАРХИСТОВ.>>