Куба требует запрета на эксплуатацию образа Че Гевары

Факт:

Дочь легендарного кубинского революционера Эрнесто Че Гевары намерена добиться запрета на использование образа ее отца в качестве торговой марки, а также идеологического символа. Алейда Гевара Марч возмущена тем, что фотографии Че тиражируются миллионами экземпляров в коммерческих целях, а также используются множеством леворадикальных движений во всем мире. Отдельной критике дочери борца за свободу подверглись ром и водка Che.

К сведению:

Эрнесто Гевара де ла Серна родился 14 июля 1928 года в Аргентине. После учебы на медицинском факультете Национального университета в Буэнос-Айресе вместе со своим другом Альберто Гранадосом совершил поездку по странам Латинской Америки, посетив Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику и Сальвадор. В 1954 году в Гватемале принимает участие в защите правительства президента Х. Арбенса. после поражения которого поселяется в Мексике, где в 1955 году встречается с Фиделем Кастро, вступает в его революционный отряд. Участник знаменитой экспедиции на яхте «Гранма», на которой 82 повстанца отправились вести партизанскую борьбу на Кубе. После победы кубинской революции занимал ряд ответственных постов в правительстве и в Единой партии кубинской социалистической революции. В 1965 году Че Гевара отказался от всех занимаемых постов, а заодно и от кубинского гражданства, и исчез. Позднее стало известно, что он отправился в Боливию, где продолжил революционную борьбу. 9 октября 1967 года захвачен в плен и казнен в селении Игера на территории этой страны.

Знаменитая фотография Че Гевары, разошедшаяся по миру в миллионах ипостасей, сделана в 1960 году в Гаване фотографом Альберто Диасом.

Между строк:

Превращение изображения Че Гевары в модный бренд капиталистического мира, конечно, гротескно и мотивы его дочери по-человечески понятны. Тем не менее, нельзя не признать, что «бренд Че Гевары» не менее активно используется кубинской коммунистической партией, и его мировое торжество в немалой степени способствует ее популяризации и идеализации. При этом «обязанности по эксплуатации» памяти команданте Че зачастую возложены именно на Алейду Гевара Марч. Не далее как в ноябре прошлого года она посетила Москву с пропагандистским визитом и была бурно встречена в одной из московских школ партийными бонзами КПРФ. Бессвязные речи представителей московского горкома компартии, прозвучавшие на этом мероприятии, едва ли нанесли меньше ущерба памяти Че Гевары, чем его изображения на футболках.

В этой связи кубинский демарш нельзя расценить иначе как попытку приватизации «бренда Че Гевары». Несомненно, у кубинцев больше прав на такие притязания, и не факт, что сам Че Гевара был бы резко против, но к его памяти все это в любом случае имеет очень мало отношения.

Объективно:

Че Гевара, безусловно, выдающийся общественный деятель ХХ столетия, во многом определивший очертания современной нам реальности, не менее примечателен своей способностью нравиться всем. В отличие от Фиделя Кастро, олицетворяющего режим, Че Гевара стал героем-мучеником и борцом за свободу. Он определенно избегал ответственности созидания, не нажив таким образом идеологических врагов, и был обречен стать новым Робином Гудом, приняв смерть от рук контрреволюции. Сражаясь за свободу других, Че Гевара утратил свободу для себя, и его появление на бутылке рома столь же закономерно, сколь и пошло.

Альтернатива:

Мифотворчество вредно по определению, с каких бы позиций оно не осуществлялось. Че Гевара достойный объект исследования и, возможно, подражания, но худшее, что может оказаться на футболке свободного человека. «Бренд Че Гевары» де-факто стал символом несвободы, и единственная альтернатива заключается в отношении к Эрнесто Геваре де ла Серне не как к бренду.


anarchist.ru