Естественность морали

Животным не чуждо ничто человеческое - в том числе лучшие душевные порывы, утверждает работающий в американском Университете Эмори /город Атланта, штат Джорджия/ голландский ученый-специалист в области поведения животных Франц де Вааль. Благодаря исследованиям поведения человекообразных обезьян, мораль, возможно, станет предметом рассмотрения не только для философов, но и для биологов. Научные наблюдения показывают, что высшие приматы могут проявлять зачатки моральных качеств - сочувствия, сострадания, миролюбия, которые ранее считались исключительно человеческой прерогативой. К примеру, в зоопарке шимпанзе, не умеющие плавать, нередко гибнут, самоотверженно бросаясь в воду, чтобы спасти своих тонущих товарищей. Во время другого опыта макакам-резусам, чтобы получить еду, приходилось дергать за цепочку, после чего их собратьев поражал удар током. Животные предпочитали голодать по несколько дней, чтобы не причинять страдания ближним. Биологи считают, что эти и другие проявления социального поведения можно в полном смысле назвать зачатками морали. Эту точку зрения Франц де Вааль развивает в своей книге «Приматы и философы». Он считает, что все социальные животные во имя блага группы, к которой они принадлежат, так или иначе сдерживают и меняют свое поведение. Эти изменения, особенно видимые у приматов, с его точки зрения, были исходным материалом, из которого у людей под влиянием эволюции и сформировалась мораль. Свои взгляды доктор де Вааль основывает на наблюдениях за приматами, которые начались в 1960 году. Тогда он установил, что после драки между двумя шимпанзе остальные члены группы утешают побежденного, а если один из драчунов пытается бросить в противника камень, вырывают «оружие» у него из лап. У макак и шимпанзе есть свой «кодекс поведения», в основе которого лежит существующая в их стае «общественная» иерархия. Молодые макаки-резусы быстро усваивают правила поведения, а когда нарушают их, подвергаются наказанию со стороны старших - укусу за палец руки или ноги. Приматы также обладают чувством справедливости. Они помнят, кто из членов группы помогал им, а кто вредил. Шимпанзе, к примеру, намного охотнее делятся пищей с теми из собратьев, кто помогал им приводить в порядок их шерсть. А обезьяны-капуцины выражают явное неудовольствие в случае, если за выполнение одинаковых по сложности заданий они получают меньшее вознаграждение, чем другая обезьяна. Например, если им дают кусочек огурца вместо виноградины. На основе этих и других наблюдений доктор де Вааль сделал следующий вывод: четыре особенности поведения, а именно: способность к сочувствию, возможность усваивать правила поведения и следовать им, взаимопонимание и миролюбие, являются базисом для социального поведения. Ученый считает, что человеческая мораль развилась из социального поведения приматов, постепенно усложняясь. Люди строго придерживаются принятых в их сообществе правил поведения, укрепляя их с помощью поощрения, наказания и формирования репутации. Уникальным элементом человеческого сообщества является религия, которая, по мнению де Вааля, появилась через несколько тысяч лет после формирования морали. «Функции религий, вероятно, связаны с жизнью в социуме, возможно, их роль состоит в укреплении правил поведения, а также в их обосновании», - считает ученый. В книге «Приматы и философы» де Вааль указывает на то, что естественный отбор, наделив человека моралью, дал ему «компас для принятия жизненных решений, которые учитывают интересы всего сообщества».

ИТАР-ТАСС

ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС