Маски сорваны

Многие левые активисты скептически относятся к «делу Pussy Riot». Не наш, мол, метод. Непривычно как-то. Да и где классовая позиция? Ради чего всё это? С одной стороны, тут не поспоришь: классового в их акции действительно маловато. Но вот на вопрос «ради чего» события (уж по воле отважных акционисток или против неё) дали совершенно недвусмысленный ответ. «Дело Pussy Riot» сорвало все покровы с реальности российского общества-2012. Своей нестандартностью оно спровоцировало людей (и целые общественные силы) на самые фантастические реакции. Фантастические, но, увы, предсказуемые.

Самый очевидный пример, конечно, реакция православной церкви. Мы, впрочем, и раньше — после крестовых походов, инквизиции и погромов, осененных святым крестом — знали подлинную цену «религии любви». Но кое-кому всё это казалось давно забытым дурным сном. Жестокие времена — жестокие реалии. Сегодня другое дело. Гуманизм, смягчение нравов… И вот вам — вуаля! Бородатые идеологи всепрощения, непротивления и милосердия враз обернулись стаей злобных бандерлогов, визжа, приплясывая и закидывая пометом бессильного, закованного в цепи врага (один лишь Кураев, спасая «прогрессивный» имидж, выбивается из хора). Разве что костер еще не разводят на Красной площади. Минутку, помнится, какой-то парень призывал подставить левую щеку, если бьют по правой? Он был не из ваших? Подумаешь, еще знатный богослов Иван Грозный говаривал: «И аще убо царю се прилично, иже биющему в ланиту обратити другую? Како же управити, аще сам без чести будет?», — но и он прибавлял: «Святителям же сие прилично. По сему разумей разньства святительству с царством». А поскольку в нашем формально светском государстве «святительство» и «царство», как два алкоголика, опираются друг на друга, чтоб не рухнуть, то и «разньства» между ними никакого. Две маски долой!

Впрочем, наши читатели, надо думать, и раньше не сомневались в истинной природе РПЦ. Есть и другие жертвы «дела Pussy Riot». Причем, не охранники Храма Христа спасителя. Вот, например, Геннадий Зюганов. По совместительству являясь лидером Компартии, этот господин уже давно пописывает книжки, где прославляет «соборность» русского народа и призывает преодолеть исторический раскол между красными и белыми. Слово «класс» в его лексиконе отсутствует. До поры, до времени ему удавалось — по крайней мере, в глазах масс — с грехом пополам балансировать между ипостасями «коммуниста» и консервативного патриота (в ущерб коммунизму, разумеется). Но нынче не те времена. Кремль и РПЦ хором заходятся в параноидальном кликушестве: «Против России ведется война! Враги подрывают основы нашей государственности! Отстоим православные ценности!» И, конечно, Геннадий Андреевич не зря столько лет упражнялся в национал-патриотизме, чтобы сегодня, в эту грозную годину, ошибиться в выборе. Только он умеет верноподданничать и прислуживаться с видом такой непреклонности, будто за это его ждет расстрельный подвал, а не мягкое думское кресло. Недавно он опубликовал в газете «Правда» статью под показательным названием «Защитим наши национальные ценности и святыни», посвященную гонениям против христианской веры. Естественно, в поддержку «гонимых».

Приравняв христианство к «сути и смыслу самой жизни» (!), наш коммунист обрушился с резкой критикой на страны, где, по его словам, христианам житья не стало от преследований. К примеру, на Францию. Зюганов сочувственно цитирует слова какого-то кардинала Поля Пунара: «Христиан высмеивают из-за их веры, молодые семьи, желающие иметь много детей, подвергают остракизму, людей, выступающих против однополых браков, называют нетерпимыми». Коммунист бы не стал предаваться скорби из-за такого положения дел. Но то коммунист, а Зюганов… это Зюганов. Если б он просто обратился в православие и, скажем, ушел в монастырь — это было бы даже неплохо. Но нет: Геннадий Андреевич тем и славен, что никогда не сдает позиций… до конца. Только наполовину. В крайнем случае, на три четверти. И всё. Ни шагу назад. Поэтому свое реакционное мракобесие Зюганов сервирует выдержками из Кодекса строителя коммунизма, «который лёг в основу идеологии Компартии».

«Капитал» и «Манифест» Маркса, «Государство и революция» Ленина — куда им всем до кодекса, сфабрикованного в 1961 году невежественными бюрократами! Вот она, сокровищница идейно-теоретической мудрости! Ф. Бурлацкий, один из творцов этой скрижали, рассказывает, что она была создана «после крепкой вечерней пьянки»: «Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов. Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на „ура“». Неудивительно: для этих духовных отцов Зюганова марксизм означал только умение ловко притянуть за уши подобающую цитатку Ленина, чтобы сервировать ей любое административное самодурство. В других смыслах бюрократам он был не нужен и не интересен. Отчего б и не подпереть шаткую идеологическую конструкцию «религиозными элементами»?

Справедливости ради добавим, что сходство между идеями коммунизма и христианства впрямь имеется. Но, ах, если бы Зюганов был марксистом, он бы не стал сближать их сегодня. И вот почему. Для нас, марксистов, движущей силой общества, являются не идеи, а классовая борьба. Борьба, которая в ходе истории человечества находила себе самые разные идейные одеяния — в том числе, христианство. Иногда его называют «религией рабов». И это справедливо, но не в ницшеанском смысле, а в самом прямом — социально-классовом. Не секрет, что оно выросло как идеология угнетенного класса Древнего Мира. Так сказать, самого угнетенного в истории. И естественно, согласимся с Зюгановым, «вобрало в себя вековые мечты человечества о справедливости, равенстве и братстве». Но это единственное, в чем мы с ним согласимся. Потому что даже тогда оно несло в себе не лучшие черты угнетенных — покорство, пассивность сопротивления, перенесение борьбы в сферу идеального. Восстания рабов вдохновлялись отнюдь не христианскими идеями. Христианство есть лишь частный случай классовой борьбы, и отнюдь не прогресс в ее развитии. А марксизм — ее высшее выражение, самопознание, обобщение всего ее внутреннего и внешнего хода. Поэтому коммунистам нечему учиться в церквях.

И самое главное: христианство, о котором мы говорили, полностью принадлежит древней истории. Как только оно шагнуло из катакомб во дворцы, всё перевернулось. Мы не будем долбить прописные истины, перечисляя бесчисленные жестокости, предательства и варварства, учиненные под сенью «религии любви». Как было сказано выше, для этого не нужно смотреть вглубь веков — достаточно оглянуться вокруг. Вот, например, протоиерей Чаплин недавно высказался об эпохе Гражданской войны: «Нравственное дело, достойное поведения христианина — уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть». Причем, заметьте, не в прошедшем времени, а в настоящем. Коротко и ясно. Без реверансов. Учитесь, Геннадий Андреевич, у тех, кого вы собираетесь защищать от «гонений»!

Но нет, мямлит Зюганов: «Наша партия во многом является представителем православного мира в делах политики… Она всегда защищала и будет защищать интересы верующих… Мы готовы употребить всё наше влияние для защиты доброго имени и авторитета тех священнослужителей, кто подвергается глумлению, клевете и шельмованию». Это про коммунистическую партию, если кто забыл. Про партию, чью задачу Энгельс в свое время определил с предельной лаконичностью — уничтожение частной собственности. Партию рабочего класса. Конечно, сегодня КПРФ мало подходит под эти определения. Многие честные коммунисты уже покинули ее сами или были исключены «маленькими Зюгановыми» из обкомов и горкомов. Но кто-то остался. Кто-то, стиснув зубы, говорит себе: «Пусть у нее есть недостатки, но это моя партия. Я должен бороться в ее рядах».

Мы не злорадствуем. Мы обращаемся к ним. Товарищи, если вы хотите, чтобы ваша партия и впрямь была достойна названия «коммунистическая» — не по Зюганову, а по Ленину и Марксу — хватит терпеть подобное глумление над честью, традициями и принципами партии! Реакционные времена щедры на мракобесие, но когда оно исходит от лидера компартии, да еще и на страницах центральной партийной газеты — это уже через край. Здоровая компартия должна исключать реакционеров из своих рядов. Не христианские предрассудки, а подлинные идеи коммунизма — вот что нуждается в защите от гонений.

Bart Fart
1917.com