VII

Мы знаем теперь, что развитие производительных сил, определяющее собою, в последнем счете, развитие всех. общественных отношений, определяется свойствами географической среды. Но раз возникнув, данные общественные отношения сами оказывают большое влияние. Надо, впрочем, заметить, что обращение в рабство сводится иногда, на первых ступенях развития, к насильственному принятию пленников в общественную организацию победителей на равных правах с ними. Тут нет пользования прибавочным трудом пленника, а есть только общая выгода, проистекающая от сотрудничества с ним. Но этот вид рабства предполагает наличность известных производительных сил и известной организации производства развитие производительных сил. Таким образом, то, что первоначально является следствием, в свою очередь, становится причиной; между разритием производительных сил и общественным строем возникает взаимодействие, в различные эпохи принимающее самые разнообразные виды.

Надо помнить также, что если данным состоянием производительных сил обусловливаются существующие в данном обществе внутренние отношения, то от того же состояния зависят, в конце концов, и его внешние отношения. Каждой данной ступени развития производительных сил соответствует определенный характер вооружения, военного искусства и, наконец, международного, точнее междуобщественного, т.-е. между прочим, и междуплеменного права. Охотничьи племена не могут создавать крупных политических организаций именно потому, что низкий уровень их производительных сил вынуждает их, по образному древне-русскому выражению, разбредаться розно, небольшими общественными группами в поисках средств существования. А чем больше разбредаются розно эти общественные группы, тем неизбежнее становится разрешение, путем более или менее кровавой борьбы, даже таких ссор, которые в цивилизованном обществе легко могли бы быть решены в камере мирового судьи. Эйр говорит, что когда несколько австралийских племен сходятся между собою для известных целей в определенной местности, то такие сближения никогда не бывают продолжительными еще прежде, чем австралийцев заставит разойтись недостаток пищи или необходимость заняться преследованием дичи, между ними начинаются враждебные столкновения, очень скоро ведущие, как известно, к битвам *55.

Всякий понимает, что подобные столкновения могут происходить по самым разнообразным поводам. Но замечательно, что большинство путешественников приписывает их экономическим причинам. Когда Стэнли спросил нескольких туземцев в экваториальной Африке, как возникают их войны с соседними племенами, ему ответили: Наши ребята пойдут на охоту; соседи станут их прогонять; тогда мы нападаем на соседей, а они на нас, и мы деремся, пока не надоест или пока какая-нибудь сторона не окажется побежденной *56. Подобно этому Бертон говорит Все войны в Африке вызываются только двумя причинами: похищением скота или захватом людей *57 Ратцель считает вероятным, что в Новой Зеландии войны между туземцами нередко вызывались простым желанием полакомиться человечьим мясом *58. Но большая склонность туземцев к людоедству сама обменяется бедностью тамошней фауны.

Всякий знает, как много зависит исход войны от вооружения каждой из воюющих сторон. А их вооружение определяется состоянием их производительных сил, их экономией и их общественными отношениями, выросшими на основе экономии. Сказать, что такие-то народы или племена были завоеваны другими народами, еще не значит об'яснить почему социальные последствия их завоевания были именно такие, а не какие-нибудь другие. Социальные последствия завоевания Галлии римлянами были совсем не те, которые получились от завоевания той же страны германцами. Социальные последствия завоевания Англии норманнами были совсем не те, которые произошли от завоевания России монголами. Во всех этих случаях разница обусловливалась в последней инстанции различием в экономическом строе общества, подвергавшегося завоеванию, с одной стороны, и общества, совершавшего это завоевание -- с другой. Чем более развиваются производительные силы данного племени или народа, тем более увеличивается для него, по крайней мере, возможность лучше вооружить себя для борьбы за существование.

Это хорошо раз'яснено Энгельсом в тех главах Анти-Дюринга, которые посвящены разбору теории насилия. См. также книгу Les mattres de la guerre par ie lieutenant-colonel Rousset, professeur a l'ecole superieure dc la guerre. Paris, 1901. Автор этой книги, излагающей взгляды генерала Банналя, говорит "Социальное состояние каждой данной исторической эпохи имеет преобладающее влияние не только на военный организм нации, но еще и на характер, на способности и на стремления военных людей. Обыкновенные генералы пользуются обычными методами, употребляют в дело обычные средства и побеждают или терпят поражения, смотря по обстоятельствам.. Что же касается великих полководцев, то они подчиняют своему гению средства и приемы борьбы (стр. 2.) Как?-Это самое интересное. Оказывается, что они, руководствуясь чем-то вроде инстинктивной догадки, преобразуют и средства, и приемы, сообразно параллельным законам социальной эволюции, решительное влияние которой на технику военного искусства оценивается ими одними (та же стр.); значит, остается открыть причинную связь социальной эволюции с экономическим развитием общества, чтобы дать материалистическое об'яснение наиболее, повидимому, неожиданным успехам военного дела Сам Руссе очень недалек от такого об'яснения. Исторический очерк новейшего искусства, делаемый им на основании неизданных работ ген. Банналя, очень похож на тот, который мы находим в указаниях Энгельса. Местами сходство приближается к полному тождеству.

Однако, это общее правило допускает много достойных замечания исключений. На низших стадиях развития производительных сил разница в вооружении племен, находящихся на весьма различных стадиях экономического развития,-- например: кочующих пастухов и оседлых земледельцев, -- не может быть такой большою, какою она становится впоследствии. Кроме того, движение по пути экономического развития, оказывая существенное влияние на характер данного народа, иногда до такой степени уменьшает его воинственность, что он становится не в силах сопротивляться более отсталому в экономическом отношении, но зато более привычному к войне неприятелю. Вот почему мирные земледельческие племена нередко подвергаются завоеванию со стороны воинственных народов. Ратцель замечает, что самые прочные государственные организации получаются у полукультурных народов в результате соединения, -- путем завоевания, -- обоих этих элементов: земледельческого и пастушеского *59. Как ни справедливо, в общем, это замечание надо, однако, помнить, что даже и в таких случаях, -- хороший тому пример Китай,-- экономически отсталые завоеватели мало-по-оталу вполне подчиняются влиянию более развитого в экономическом отношении завоеванного народа.

Географическая среда имеет большое влияние не только на первобытные племена, но также и на так называемые культурные народы. Необходимость установить общественный контроль над известной силой природы для ее эксплоатации в больших размерах, для ее подчинения человеку посредством организованных человеческих усилий, -- говорит Маркс,-играет самую решительную роль в истории промышленности. Таково было значение регулирования воды в Египте, в Ломбардии, в Голландии или в Персии и в Индии, где орошение посредством искусственных каналов приносит земле не только необходимую воду, но в то же время, вместе с илом, и минеральное удобрение с гор. Тайна промышленного процветания Испании и Сицилии при арабах заключается в канализации *60

Учение о влиянии географической среды на историческое развитие человечества часто сводилось к признанию непосредственного влияния климата на общественного человека предполагалось, что одна раса становилась под влиянием климата свободолюбивой; другая -- склонной терпеливо подчиняться власти более или менее деспотического монарха; третья-суеверной и потому зависимой от духовенства и т. п. Такой взгляд преобладает, например, еще у Бокля *61. По Марксу, географическая среда влияет на человека через посредство производственных отношений, возникающих в данной местности на основе данных производительных сил, первым условием развития которых являются свойства этой среды. Современная этнология все более и более переходит на эту точку зрения. И сообразно с этим, все меньшая и меньшая роль в истории культуры отводится ею расе. Обладание известными культурными приобретениями не имеет ничего общего с расой,-- говорит Ратцель17.

Но раз достигнуто данное культурное состояние, оно, несомненно, влияет на физические и психические свойства расы *62 .

Влияние географической среды на общественного человека представляет собою переменную величину. Обусловливаемое свойствами этой среды развитие производительных сил увеличивает власть человека над природой и тем самым ставит его в новое отношение к окружающей его географической среде; нынешние англичане реагируют на эту среду совсем не так, как реагировали на нее племена, населявшие Англию во время Юлия Цезаря. Этим окончательно устраняется то возражение, "то характер населения данной местности может существенно измениться, несмотря на то. что ее географические свойства остаются неизменными.

По Боклю, одна из четырех причин, влияющих на склад народного характера,-общий вид страны (the general aspect of nature) -влияет главным образом на воображенье, а сильно развитое воображение порождает суеверия, которые, в свою очередь, замедляют развитие знаний. Частые землетрясения в Перу. повлияв на воображение туземцев, оказали свое влияние и на политический строй, Если испанцы и итальянцы суеверны, то это происходит опять-таки от землетрясений и вулканических извержений (там же, стр. 112-113). Это непосредственно психологическое влияние особенно сильно на первых стадиях культурного развития. Но современная наука устанавливает, наоборот поразительное сходство религиозных верований первобытных племен, находящихся на одинаковой ступени экономического развития Взгляд Бокля, заимствованный этим последним от писателей XVIII века, был высказан еще Гиппократом. (CM. Des airs, des eaux et des lieux, traduction de Coray, Paris 1800. парагр. 76 85, 86, 88 и т. д.).

Вайц говорит: Некоторые племена негров представляют разительный пример той связи, которая существует между главным занятием и национальным характером. Anthropologie der Naturvolker, II S. 107.


<< VI || Введение || VIII >>