Примечания к главе 2

21 При работе над первым изданием своего труда Энгельс пользовался следующими книгами Мак-Лсннана: «Primitive Marriage. An Inquiry into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies». Edinburgh, 1865 («Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях». Эдинбург, 1865); «Studies in Ancient History comprising a Reprint of «Primitive Marriage. An Inquiry into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies»». London, 1876 («Очерки по древней истории, включающие перепечатку книги «Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях»». Лондон, 1876); в дальнейшем, при подготовке четвертого издания (1891), Энгельс учел также вышедшее в Лондоне и Нью-Йорке в 1886 г. новое издание последней книги Мак-Леннана.

22 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 435.

23 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 21).

24 Имеется в виду книга: J. J. Bachofen. «Das Mutterrecht Eine Untersuchung iiber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur». Stuttgart, 1861 (И. Я. Бахофен. «Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира на основе его религиозной и правовой природы». Штутгарт, 1861).

25 Ch. Letourneau. «L'evolution du manage et de la famille». Paris, 1888

26 Это высказывание Соссюра приводится в книге: A. Giraud-Teulon. «Les origines du mariage et de la famille». Geneve, Paris, 1884, p. XV (А. Жиро-Тёлон. «Происхождение брака и семьи». Женева, Париж, 1884, стр. XV).

27 Е. Westermarck. «The History of Human Marriage». London and New York, 1891.

28 Ch. Letourneau. «L'evolution du mariage et de la famille». Paris, 1888, p. 41 -- 33.

29 A. Espinas. «Des societes animales». Paris, 1877; Энгельс цитирует Эспинаса по стр. 518 книги Жиро-Тёлона (см. примечание 26), в которой в качестве приложения помещен отрывок из этой работы.

30 H. H. Bancroft. «The Native Races of the Pacific States of North America». Vol. I -- V, New York, 1875.

31 См. Е. Westermarck. «The History of Human Marriage». London and New York, 1891, p. 70 -- 71

32 Это письмо Маркса до нас не дошло. Энгельс упоминает о нем в письме Каутскому от 11 апреля 1884 года.

33 Речь идет о тексте оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», написанном самим композитором на основе скандинавского эпоса «Эдда» и немецкого эпоса «Песнь о Нибелун-гах». См. R. Wagner. «Der Ring des Nibelungen, erster Tag, die Walkiire», zweiter Aufzug (P. Вагнер. «Кольцо Нибелунга, день первый, Валькирия», акт второй).

«Песнь о Нибелунгах» -- крупнейший памятник немецкого народного героического эпоса, созданный на основе древних германских мифов и сказаний периода так называемого великого переселения народов (III -- V вв.). В дошедшем до нас виде эта эпическая поэма сложилась около 1200 года.

34 Говоря о французском друге и почитателе Вагнера, Энгельс имеет в виду французского социалиста Шарля Бонье.

«Эдда» -- собрание мифологических и героических сказании и песен скандинавских народов; сохранилось в виде рукописи XIII в., открытой в 1643 г. исландским епископом Свейнсоном (так называемая «Старшая Эдда»), и в виде трактата о поэзии скальдов, составленного в начале XIII в. поэтом и летописцем Снорри Стурлусоном («Младшая Эдда»). Песни «Эдды» отразили состояние скандинавского общества в период разложения родового строя и переселения народов. В них встречаются образы и сюжеты из народного творчества древних германцев.

«Эгисдрекка» -- одна из песен «Старшей Эдды», относящаяся к более поздним текстам сборника. Энгельс приводит здесь места . из строф 32 и 36 этой песни.

35 Асы и ваны -- две группы богов в скандинавской мифологии.

«Сага об Инглингах» -- первая сага из книги о норвежских королях (с древнейших времен до XII в.) средневекового ис-яаидского поэта и летописца Снорри Стурлусона «Heimskringia» («Земной круг»), составленной в первой половине XIII в. на основе исторических хроник о норвежских королях и исландских и норвежских родовых саг. Энгельс приводит место из 4-й главы этой саги.

36 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 425.

37 См. J. J. Bachofen. «Das Mutterrecht». Stuttgart, 1861, S. XXIII, 385 и др.

38 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (ем. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 187).

39 Цезарь. «Записки о галльской войне», кн. V, гл. 14.

40 «The People of India». Edited by J. F. Watson and J. W. Kaye. Vol. I -- VI, London, 1868 -- 1872 («Население Индии». Издано Дж. Ф. Уотсоном и Дж. У. Кеем. Тт. I -- VI, Лондон, 1868 -- 1872); Энгельс приводит цитату из II тома этого издания, стр. 85.

41 Речь идет о брачных классах, или секциях -- особых группах, на которые делилось большинство австралийских племен. Мужчины каждой группы могли вступать в брак только с женщинами определенной другой группы; в каждом племени имелось 4 -- 8 таких групп.

42 L. H. Morgan. «Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family». Washington, 1871 (Л. Г. Морган. «Системы родства и свойства человеческой семьи». Вашингтон, 1871).

43 результаты исследований Файсона, проведенных им совместно с Хауиттом, изложены в книге: L. Fison and A. W. Howitt. «Kamilaroi and Kurnai». Melbourne, Sydney, Adelaide, and Brisbane 1880 (Л. Файсон и А. У. Хауитт. «Камиларои и курнаи». Мельбурн, Сидней, Аделаида и Брисбен, 1880).

44 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877; p. 459; Энгельс приводит эту цитату в изложении Маркса (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 28).

45 Энгельс цитирует письмо А. Райта по выдержке, приведенной в книге Моргана (см. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, р. 455, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 26 -- 27). Полный текст этого письма (его точная дата -- 19 мая 1874 г., у Моргана указан 1873 г.) был опубликован в журнале «American Anthropologist». New Series. Menasha, Wisconsin, U. S. A., 1933, No 1, p. 138 -- 140 («Американский антрополог». Новая серия. Менаша, Висконсин, США, 1933, No 1, стр. 138 -- 140).

46 H. H. Bancroft. «The Native Races of the Pacific States erf North America». Vol. I. New York, 1875, p. 352 -- 353.

47 Сатурналии -- ежегодные празднества в Древнем Риме в честь бога Сатурна, устраивавшиеся в период зимнего солнцестояния в связи с окончанием земледельческих работ. Во время этих празднеств устраивались массовые пиры и оргии; в сатурналиях принимали участие и рабы, которым разрешалось сидеть за одним столом со свободными. В дни сатурналий царила свобода половых отношений. Слово «сатурналии» сделалось нарицательным для обозначения разгульных пиршеств и оргий.

48 Речь идет о книге Л. Агассиса, написанной им совместно с его женой: Professor and Mrs. Louis Agassiz. «A Journey in Brazil». Boston and New York, 1886; первое издание этой работы вышло в 1868 году.

49 Имеется в виду так называемая «Гвадалупская сентенция» от 21 апреля 1486 г. -- третейское решение испанского короля Фердинанда V Католика, принятое им под давлением крестьянского восстания в Каталонии; король выступал здесь в качестве арбитра между восставшими крестьянами и феодалами. Решение предусматривало отмену прикрепления крестьян к земле и уничтожение целого ряда наиболее ненавистных крестьянству феодальных повинностей, в том числе права первой ночи; за это крестьяне должны были внести крупный выкуп.

50 S. Sugenheim. «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft und Horigkeit in Europa bis um die Mitte des neunzehnten Jahrhun-derts». St. Petersburg, 1861 (С. Зугенхейм. «История отмены крепостного права и личной зависимости в Европе вплоть до середины XIX столетия». С.-Петербург, 1861).

51 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 111).

52 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 112).

53 М. Kovalevsky. «Tableau des origines et de 1'evolution de la famille et de la propriete». Stockholm, 1890.

54 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 465 -- 466, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 29.

55 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 470, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 31.

56 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 31).

57 Имеется в виду работа М. М. Ковалевского «Первобытное право, выпуск I. Род». М., 1886. В этой работе Ковалевский Ссылается на данные относительно семейной общины в России, сообщенные Оршанским в 1875 г. и А. Я. Ефименко в 1878 году.

58 «Правдой» Ярослава называют первую часть древнейшей редакции «Русской Правды» -- сборника законов Древней Руси, возникшего в XI -- XII вв. на основе обычного права того времени и отражавшего экономические и социальные отношения тогдашнего общества.

59 Далматинские законы -- сборник законов, действовавших в XV -- XVII вв. в Полице (часть Далмации); известен под названием Полицкого статута.

60 См. A. Heusler. «Institutionen des Deutschen Privatrechts». Bd. II, Leipzig, 1886, S. 271 (А. Хёйслер. «Основные начала германского частного права». Т. II. Лейпциг, 1886, стр. 271).

61 Упоминаемое сообщение Неарха см. в книге: Страбон. «География», кн. XV, гл. I.

62 Calpullls -- семейные общины у индейцев Мексики в период ее завоевания испанцами; каждая семейная община (calpulli), все члены которой имели общее происхождение, владела общим участком земли, который не подлежал ни отчуждению, ни разделу между наследниками. Calpullis описаны Алонсо де Сурита в его работе «Rapport sur les differentes classes de chefs de la Nouvelle-Espagne, sur les lois, les moeurs des habitants, sur les impots etablis avant et depuis la conquete, etc., etc.» («Донесение относительно различных категории вождей в Новой Испании, о законах, нравах жителей, о налогах, установленных до и со времени завоевания, и т. д., и т. д.»), впервые опубликованной в книге: «Voyages, relations et memoires originaux pour servir a l'histoire de la decouverte de 1'Amerique, public's pour la premiere fois en francais, par H. Ternaux-Compans». Vol. 11. Paris, 1840, pp. 50 -- 64 («Путешествия, подлинные донесения и мемуары, относящиеся к истории открытия Америки, впервые публикуемые на французском языке А. Терно-Компаном». Т. 11, Париж, 1840, стр. 50 -- 64). -- 63.

63 Имеется в виду статья Г. Кунова «Die altperuanischen Dorf- und Markgenossenschaften» («Древнеперуайские деревенские и марковые общины»), напечатанная в журнале «Ausland» 20 и 27 октября и 3 ноября 1890 года.

«Das Ausland» («Зарубежные страны») -- немецкий журнал по вопросам географии, этнографии и естествознания, вначале ежедневный, с 1853 г. еженедельный, издавался в 1828 -- 1893 годах; с 1873 г. выходил в Штутгарте.

64 Речь идет о статье 230 Гражданского кодекса, принятого при Наполеоне в 1804 году.

65 См. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» («Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 32).

66 Гомер. «Одиссея», песнь первая.

67 Эсхил. «Орестея. Агамемнон».

68 Плутарх. «Изречения лакедемонянок», глава V; см. также G. Г. Schoemann. «Griechische Alterthiimer». Bd. I, Berlin, 1855, S. 268 (Г. Ф. Шёман. «Греческие древности». Т. I, Берлин, 1855, стр. 268).

69 Спартиаты -- полноправные граждане Древней Спарты. Илоты -- бесправные жители Древней Спарты, прикрепленные к земле и обязанные нести в пользу землевладельцев-спартпа-тов определенные повинности. Положение илотов по существу ничем не отличалось от положения рабов.

70 Аристофан. «Женщины на празднике Фесмофорий». -- --

71 Геродот. «История», кн. VIII, гл. 105; см. также W. Wachs-miith. «Hellenische Alterthumskunde aus dem Gesichtspunkte des Staates». Th. II, Abth. II, Halle, 1830, S. 77 (В. Ваксмут. «Изучение эллинской древности с точки зрения ее государственности». Ч. II, отдел II, Галле, 1830, стр. 77).

72 Еврипид. «Орест».

73 Энгельс приводит мысль, высказанную в работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 30).

74 L, H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 504. --

75 Гиеродулы -- в Древней Греции и греческих колониях рабы и рабыни, принадлежавши? храмам. Женщины-гиеродулы во многих местах, особенно в городах Передней Азии и в Коринфе, занимались храмовой проституцией.

76 См. Тацит. «Германия», главы 18 -- 19.

77 Аммиан Марцеллин. «История в 31 книге», кн. XXXI, гл. 9;

Прокопии Кесарнйский. «Война с готами», кн. II, гл. 14 (Книга VI ╦«Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»).

78 Имеется в виду поэзия трубадуров Южной Франции конца XI -- начала XIII веков.

79 Энгельс перефразирует здесь место из произведения Ш. Фурье. «Theorie de 1'unite universelle», vol. Ill, 2-me ed.;

Oeuvres completes, t. IV, Paris, 1841, p. 120 (Ш. Фурье. «Теория всемирного единства», т. III, 2-е изд.; Полное собрание сочинений, т. IV, Париж, 1841, стр. 120); первое издание этого произведения вышло под заглавием: «Traite de 1'association domestique-agricole». Т. I -- II, Paris -- Londres, 1822 («Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации». Тт. I -- II, Париж -- Лондон, 1822).

80 Дафнис и Хлоя -- герои древнегреческого романа II -- III веков; об авторе его, Лонге, не сохранилось никаких сведений. -- ^.

81 «Песнь о Нибелунгах», песнь десятая.

82 «Гудрун» (также «Кудрун») -- средневековая немецкая эпическая поэма XIII века.

83 Н. S. Maine. <Ancient Law: its Connection with the Early History of Society, and its Relation to Modern Ideas» (Г. С. Мейн. «Древнее право: его связь с ранней историей общества и его отношение к современным правовым понятиям»); первое издание этой работы вышло в Лондоне в 1861 году; упоминаемое Энгельсом место см. на стр. 190 этого издания.

84 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Манифест Коммунистической партии», глава первая.

85 L. Н. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, р. 491 -- 492.