«Дом из песка и тумана» —еще раз об американской мечте

Сразу после Рождества на экраны Америки вышел фильм «Дом из песка и тумана» (House of Sand and Fog). Его появления ждали месяцем раньше, но продюсеры решили выпустить картину в самом конце года, когда вся страна находится на каникулах и посещаемость кинотеатров высока. Интуиция подсказала им, что фильм неизвестного режиссера способен смешать карты в ежегодном «оскаровском» раскладе.

«Дом из песка и тумана» — дебют прежде никому не известного постановщика музыкальных клипов из Лос-Анджелеса, 40-летнего Вадима Перельмана, бывшего киевлянина, переселившегося сначала в Канаду, а потом в США. Его имя и попало-то в американскую кинематографическую библиографию только после «Дома», в котором Перельман выступил режиссером, сценаристом (наряду с Шоном Лоуренсом Отто) и сопродюсером (вместе с Майклом Лондоном). О том, что фильм может претендовать на «Оскара» по нескольким номинациям, американская пресса сразу после премьеры говорит вполголоса. Рецензии зрителей посмелее: «Дом из песка и тумана» — лучший продукт компании Dream Works Picture за всю ее историю” или „Этот фильм — лучший в Америке в уходящем году". Бывший полковник иранских ВВС Массуд Берхани (Бен Кингсли), верой и правдой служивший шаху, вынужден был покинуть родину. В Америке он работает то на строительстве дорог, то кассиром в придорожном магазинчике. Аристократическая гордость мешает ему признаться семье, как он зарабатывает на жизнь. Каждый день после работы он меняет в туалете грязную сорочку и протертые штаны на дорогой костюм. Устроив пышную свадьбу дочери, семья оказывается вконец разоренной. И тут подворачивается случай — Берхани почти задаром покупает на аукционе дом на берегу океана. Он напоминает ему роскошный особняк, который у них был когда-то на Каспии, после ремонта дом можно продать втридорога.

Бывшая владелица дома Кэти Николо (Джениффер Конелли) запила после ухода мужа. Она не читает присланные по почте письма, а потому и не знает, что в одном из них ее предупреждали — если не заплатит налоги своей компании (которой у девушки и не было), то ее дом будет конфискован в пользу властей графства Пасифик.

Когда дом опечатан, Кэти обращается к адвокатам, но те говорят, что на тяжбу уйдут месяцы, а девушке нужно срочно вернуть свой дом к приезду матери, уверенной, что у дочки все в порядке. В результате несчастный иранский полковник становится смертельным врагом девушки. Кончается их поединок жуткой драмой, сравнимой по воздействию с финалом «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера.

«Дом из песка и тумана» — стопроцентная американская трагедия. Иранец Берхани судорожно борется за пресловутую American dream, из рук Кэти Николо эта самая dream отчаянно выскальзывает. Трагедия получилась пронзительной, возможной потому, что режиссер не понаслышке знает, каково приходится иммигранту в чужой стране. Книгу «Дом из песка и тумана» Андреса Дюбуса-III (бестселлер 1999 года) он приобрел в аэропорту Рима, ожидая после съемок очередного клипа самолета в Америку. Он прочитал ее в полете. «Я понял, что мне нужно рассказать эту историю в кино», -признался он в одном из немногочисленных интервью.

Но фильм получился не классической историей иммигранта. Это — трагедия иммигранта в Америке после 11 сентября 2001 года, когда буквально все лица «ближневосточной национальности» стали вмиг потенциальными преступниками, которых можно легко припугнуть депортацией и посадить в тюрьму. Это фильм о жестокости американского правосудия, для которого буква закона стала всем, а его дух — ничто. Это фильм о чванливых адвокатах и неврастеничных копах с неудавшейся семейной жизнью. Это фильм о войне между людьми в добропорядочной и религиозной стране, забывшей о библейских заповедях.