Президент Чавес подтверждает свою позицию неприятия капитализма


Как я уже сказал, я уверен, что путь к построению нового, лучшего мира — это не путь капитализма. Капитализм ведёт нас прямо в ад. (Уго Чавес)

«Я уверен, что путь в новый, лучший и возможный мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм». Этим ясным заявлением, сделанным в еженедельной телевизионной программе «Alo Presidente», Чавес подтвердил свою позицию: социализм — это единственный способ решить проблемы неравенства, бедности и нищеты, с которыми сталкиваются сегодня миллионы людей в Венесуэле, и во всем мире.

«Как я уже сказал, я уверен, что путь к построению нового, лучшего мира — это не путь капитализма. Капитализм ведёт нас прямо в ад», добавил Чавес. Президент уже сделал несколько подобных заявлений на Международном Социальном Форуме в Бразилии, состоявшемся в конце января.

Программа «Alo Presidente» транслировалась из города Кокороте, который находится в преимущественно аграрной провинции Иаракуи. Чавес призвал к обсуждению вопросов, касающихся развития социализма, как внутри его партии — Движения за Пятую республику (MVR), так и в рамках Боливарианского Революционного Движения в целом.

Он объяснил, как после многих лет борьбы пришёл к этому убеждению: «На данном этапе своей жизни — сейчас мне 50 лет — находясь на посту президента уже в течение шести лет и после почти 30 лет политической борьбы, начавшейся в 1977, когда у меня возникла идея взять слово у маленькой группы моих соотечественников, солдат, что мы создадим первое ядро — тогда нас было всего пятеро, — которое впоследствии стало Боливарианским революционным Движением 200 (MBR-200)…после многочисленных обсуждений, дебатов, споров и поездок по всему миру, я убеждён и думаю, останусь убеждённым до конца своей жизни в том, что путь в новый, лучший и возможный мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм».

Публика приветствовала речь Чавеса аплодисментами. Такая реакция людей на слова президента показывает неисчерпаемый потенциал Венесуэльского Революционного Движения, из которого рождаются идеи социалистических преобразований. Это результат практического опыта, приобретённого за последние 16 лет борьбы. 27 февраля состоялась шестнадцатая годовщина восстания в Каракасе, которому суждено было изменить политическую жизнь Венесуэлы. Огромное значение имеют также последние 6 лет президентства Чавеса с момента его избрания в декабре 1998.

Чавес и Боливарианское Движение

Политическая эволюция Уго Чавеса не всегда проходила по прямой линии, как он сам объяснил в пятницу, 25 числа, на Саммите по вопросам Социального Долга в Каракасе. Чавес честно признался, что некогда тешил себя надеждой на возможность осуществления «третьего пути», как альтернативы капитализму: «третий путь — капитализм с человеческим лицом, это всё равно, что монстр под маской…но маска упала на пол, разбившись о реальность».

Когда Чавес пришёл к власти в 1998, он ещё не стоял на социалистической платформе. Он был твёрдо намерен решить проблемы неравенства и бедности, с которыми столкнулись миллионы венесуэльцев, однако сначала Чавес считал возможным осуществить это в условиях капиталистической системы. Его правительство не ставило под сомнение права крупных землевладельцев, банкиров и бизнесменов на их собственность.

Но с самого начала любые попытки серьезно подойти к решению проблем бедности и неравенства сталкивались с интересами олигархии, крепкой коалицией землевладельцев, банкиров, капиталистов и государственной бюрократии, объединённых общими интересами и полностью подчинённых воле североамериканского империализма.

Так как президент Чавес был серьезен в намерении решить эти проблемы, олигархия в большинстве своём встала на путь вооружённого восстания против демократически избранного правительства, что говорит о чрезвычайно паразитической природе венесуэльской олигархии (эта черта роднит ее с правящими классами других капиталистических стран в так называемом Третьем мире). Олигархия организовала военный переворот в апреле 2002, саботаж в нефтяной промышленности и локаут в декабре 2002, доставку колумбийских военизированных формирований в Каракас и фашистскую провокацию la guarimba в феврале 2004, референдум по вопросу отзыва президента в Августе 2004, и т.д.

И именно богатый опыт революционного движения, сталкивающегося с постоянными провокациями со стороны правящего класса, заставил Чавеса и многих других участников Боливарианского Революционного Движения сделать вывод, что «оставаясь в рамках капитализма невозможно преодолеть проблемы бедности, страданий, эксплуатации, неравенства», как сказал Чавес во время местных выборов, прошедших в октябре.

Динамика развития Венесуэльской революции сильно напоминает первые годы Кубинской революции. Находясь в процессе наступления и защиты от контрнаступлений, руководство Кубинской революции, которое не имело изначального намерения свергнуть капитализм, было вынуждено сделать это, чтобы решить наиболее неотложные проблемы масс.

Недавние заявления Чавеса по поводу социализма явились закономерным результатом постановлений об ускорении земельной реформы и экспроприации Венепала. Первое уже было использовано для установления контроля над частью ранчо El Charcote, принадлежащего британскому мультимиллионеру Лорду Вести(Vestey). Венепал сейчас находится в совместном управлении государства и рабочих, где главным органом управления является Рабочая ассамблея. Рабочие завода Constructora Nacional de Valvulas, производящего клапаны для нефтяной промышленности, который также был заброшен своими владельцами, снова начали бороться и требуют национализации завода под своим контролем.

«Мы должны придумать социализм 21 века»

Однако существует и другая сторона вопроса. Чавес — человек, поглощающий любую книгу с неимоверной быстротой, постоянно жаждущий новых идей. И это не случайно. Это отражает срочную необходимость найти выход из проблем, с которыми столкнулась революция. Поэтому Уго Чавес читает марксистскую литературу, без сомнения оказывающую на него влияние. Он несколько раз публично положительно отозвался о книге Алана Вудса "Reason in Revolt«. Он в частности цитировал место, где речь идёт о молекулярном процессе революции, что весьма актуально на данном этапе Боливарианской революции.

Ещё более актуальной является книга Троцкого „Перманентная революция", которую Чавес купил у товарищей из El Militante на http:
www.handsoffvenezuela.org/meeting_chavez_workers_madrid.htm>встрече
с рабочими в Мадриде, и которую он также горячо советует прочитать. Основная мысль книги состоит в том, что буржуазия не способна осуществить ни одной задачи национальной демократической революции в неразвитых капиталистических странах, появившихся на исторической сцене слишком поздно. Эти задачи может решить лишь рабочий класс путём борьбы за социализм, решая как старые проблемы, с которыми не в состоянии справиться буржуазия, так и новые, возникшие перед рабочими сегодня.

Центральная идея теории перманентной революции состоит в том, что в колониальных и экс-колониальных странах борьба за демократические задачи, если она проводится до конца, должна (непрерывным или, иными словами, перманентным образом) перерастать в социалистическую революцию. Но это лишь половина теории. Вторая ее основная идея заключается в том, что революция не может быть втиснута в границы лишь одной страны и её всемирное распространение является единственной гарантией победы. Чавес положительно отозвался об этой идее и публично заявил, что Троцкий был прав в этом вопросе (в отличие от Сталина), и что Боливарианская Революция, чтобы победить, должна распространиться и на другие страны.

На Саммите по вопросам Социального Долга Чавес сказал, что за последние 6 лет его президентства «мы не определяли нашу модель как социалистическую». Однако его позиция ясна: «если это не капитализм, тогда что это? У меня нет сомнений по этому поводу — это социализм». В программе «Alo Presidente» Чавес особенно отметил необходимость проведения дискуссий по этому вопросу: «давайте обсудим это — мы не боимся новых идей».

В своих предыдущих выступлениях Чавес говорил также, что надо изучать истинные идеи социализма, а не их искажённую версию, сталинизм. «Какой социализм из всех существующих следует нам выбрать? Мы не можем отдать предпочтение ни одному, существовавшему ранее, хотя они во многих случаях были прогрессивными и имели положительный опыт и достижения. Нам придётся изобрести свой социализм, и обсуждения по этому поводу очень важны. Мы должны придумать социализм 21 века».

Истинный социализм может базироваться лишь на демократическом правлении рабочих, солдатских и крестьянских комитетов, что и было осуществлено в 1917 году в России партией Большевиков под руководством Ленина и Троцкого, и что позже было предано и искажено Сталиным. В конце программы «Alo Presidente» Чавес сказал, что тот социализм, о котором он думает, должен быть построен на принципах «революционной демократии»: «Городские земельные советы, местные народные советы, жилищные советы…всё это — шаги в построении социализма. Мы должны уйти от капитализма». И не случайно, наряду с Боливаром и другими героями латиноамериканской революционной традиции Уго Чавес цитирует работы великого русского революционера Льва Троцкого. Современные боливарианцы повторят опыт революции в России, но на более высоком уровне и придав ему истинно венесуэльское и латиноамериканское звучание. Так они сохранят лучшее, что было в старом и привнесут новое и оригинальное.

Проведение обсуждений по вопросам социализма представляет собой поворотный момент в Венесуэльской Революции, и означает её всемирное значение. Впервые за много лет лидер революционного движения масс делает правильные выводы из своего опыта, выводы, что капитализм не может решить проблемы народа, и что единственно верный путь вперёд — это путь социализма, означающий экспроприацию земли, банков, крупных предприятий, которые должны перейти в демократическое управление рабочих и крестьян.
Хорхе Мартин