Единственный выход — социализм!

Интервью взял журналист «Хиндустан Таймс» Прамшита Гош (П.Г.) (Paramita Ghosh).

Лал Хан — (Khan Lal, Л.Х.) крупный пакистанский писатель и политический активист, приехавший в Дели, на презентацию своей новой книги «Как преодолеть разделение?» Он также является редактором журнала «Марксистское Обозрение». (Л.Х.)

Прамшита Гош : Лал Хан это Ваше настоящее имя?

Лал Хан : Нет. Так звали моего дядю. Он был сержант британской индийской армии, служил в армии империалистических интервентов, которые напали на Советскую Россию. В 1919 г. он попал в плен. Ребенком я любил слушать его рассказы его истории о тех годах. Он мне рассказывал как большевики во время всеобщего голода, находили еду для индийских военнопленных. Я был очень этим поражен. В 1981 г. мне нужно было выбрать псевдоним для работы в подполье, в условиях диктатуры Зия. И я решил назваться Хан Лал. Лал означает красный и идея. Под этим псевдонимом я жил и работал в течение 26 лет, и теперь это мое привычное имя.

П.Г. : Какова история индийского рабочего движения?

Л.Х. : Индийский рабочий класс уже долгие годы борется за свое освобождение. Но к сожалению его руководство из КПИ (CPI) долгие годы безропотно следовало всем указаниям сталинистской Москвы, бюрократия которой проводила внешнюю политику направленную исключительно на «защиту национальных интересов России», вместо того чтобы проводить четкую марксистско—ленинскую интернационалистскую внешнюю политику.

П.Г. : Ваше отношение к Ганди отличается от общепринятого.

Л.Х. : Идеология Ганди был ограничена полуфеодальными полукапиталистическими социальными отношениями страны. Именно от сюда и проистекают его политические действия. Ганди желал мирного преодоления классовых противоречий. Возможно, он искренне П.Г.л защитить мусульман, но как только силы реакции и ненависти вырвались на свободу, он ничего не смог им противопоставить.

П.Г. : Индийская буржуазия никогда не сможет вести революционную борьбу, отмечал Л. Троцкий. Он даже назвал Ганди фальшивым лидером и лжепророком. Вы тоже так считаете? Вы упоминал его совместный обед с Джинна (Jinnah) в гостинице Waldorf В 1933 г., на котором он высмеял идею независимого Пакистана.

Л.Х. : Многое изменилось с того обеда в Waldorf и до собрания в Карачи в 1947 г. Многие лидеры того времени сменили свои взгляды в зависимости от своей классовой принадлежности.

Ганди также не избежал этого. П.Г. Троцкий и отдельно не анализировал Джинну, но с точки зрения его теории Перманентной революции, этот разбор мало, чем бы отличался от анализа Ганди.

[(jpeg:450x318)]

[Zoom]

П.Г. : акистан по большее время находился под властью военных. Трижды за 60 лет демократически избиралось правительство. Правда ли, что неудачи левых, это признак неприятия народом марксизма?

Л.Х. : В 1968—1969 гг. в Пакистане была революция. Рабочие оккупировали заводы и фабрики, крестьяне захватывали помещичьи земли, молодежь вышла на улицы. Пакистанская Народная Партия (ПНП) стала детищем этой революции. Зальфигар БП.Г.о (Zulfigar Bhutto) признавал социалистический характер движения. Несомненно, что основные линии разлома в Пакистане не между демократией и военным правлением, не между экстремизмом и либерализмом, а в фундаментальном межклассовом противоречии. Никакой стабильности не будет пока оно, не будет разрешено.

П.Г. : В 2008 г. мы увидим новое направление в кашмирской политике?

Л.Х. : Правящие классы Индии и Пакистана в течение шестидесяти лет, использовали проблему Кашмира в своих классовых интересах. Они не могут вести постоянную изнурительную войну. И при этом они не могут обеспечить мир. У них мало выбора. Единственным решением может стать Социалистическая Федерация Индийского субконтинента. Только так можно решить проблемы стоящие в регионе и обеспечить подлинную свободу кашмирцам.

П.Г. : В Пакистане, армия, в некотором роде, поддерживала либералов. Демократические партии типа ПНП коррумпированы и дискредитированы. С другой стороны существуют правые религиозные силы. По какому пути пойдет Пакистан?

Л.Х. : Империализм и религиозное мракобесие — две стороны одной медали. Массовое движение не воспринимается как выход, большинством пакистанской интеллигенции. Они проповедуют неизбежность гибели и мрака. Но выход есть — социальная революция.

П.Г. : Левые индусы и левые пакистанцы — что их связывает?

Л.Х. : Не может быть двух отдельных революций в Индии и Пакистане. 5 000 лет общей истории слишком глубоко засели, быть забытыми. Мы можем многому научиться из нашей истории.

Очевидно, что проблема ядерного оружия существует. Но с марксистской точки зрения, это не самая главная проблема.

Люди должны понять, что индийская революция, будет носить не национальный, а социалистический характер. Полевение масс на индийских выборах 2004 г. стало требованием революционных перемен, а не сохранения статус-кво. В следующий раз рабочие станут голосовать уже не бюллетенями.


1917.com