Ответ Глебу Комахину

Глеб Комахин публикуя тезисы относящиеся к моей статье по истории организации «Мацпен», затронул широкий спектр вопросов, обсуждение которых никоем образом не уложится в формат журнальной статьи. По этой причине я позволю себе сконцентрироваться лишь на некоторых, наиболее важных и интересных с моей точки зрения проблемах арабо-израильского конфликта, затронутых моим уважаемых оппонентом. Это решение далось мне не просто, поскольку я лишился возможности прокомментировать некоторые замечательные перлы комахинской статьи, типа: «По мнению автора [то есть вашего покорного слуги], ползать на коленях, моля о чем-то — это прерогатива евреев» или «Вполне бодро после 18-летнего [! — А.К.] заключения выглядит «атомный шпион» Мордехай Ваануну». Впрочем, любезный читатель не будет на меня за это в обиде, поскольку расширение кругозора всегда полезнее дешевого зубоскальства.

Шестидневная война

Причины и истоки «Шестидневной войны» не являлись центральным вопросом статьи посвященной истории «Организации Мацпен». Я даже был несколько удивлен, когда Глеб Комахин уделил столько внимания этому вопросу. Ещё больше меня удивило его внимание к вполне нейтральной фразе: «Война 1967 года стала поворотным пунктом в истории «Мацпен». Начав атаку 6 июня, израильская армия в считанные дни сокрушила армии Египта, Иордании и Сирии, а западная пропаганда восхваляла победу израильского «Давида» над арабским «Голиафом». Что в этом банальном тезисам смутило уважаемого господина Комахина, и что бы он написал на моём месте я не знаю. Известно лишь, что несчастная фраза, стала поводом для краткого изложения событий компании 1967 года по книге Р. и У. Черчиллей «Шестидневная война» изданной израильским пропагандистским издательством «Библиотека Алия». В таком случае, и я позволю себе сказать несколько слов по поводу этой знаменитой войны.

Работы израильских историков-ревизионистов убедительно доказали, что израильское руководство с конца 50-х годов планировало войну против соседних арабских стран, которая должна была «улучшить» израильские границы. (Подробнее я писал об этом в статье посвященной монографии Бени Мориса «Приграничная война Израиля. Глупо отрицать, что израильский режим в 1956 году открыто заявлял о намерение аннексировать Синайский полуостров. Ввод египетских войск (двух дивизий, а не 100 тысячной армии как утверждает Глеб Комахин) на Синайский полуостров весной 1967 года стал для израильтян лишь удобным предлогом, для реализации давно вынашиваемых планов «войны продолжения». Для цивилизованного мира это не секрет. (Просто этот факт забыли перевести на русский язык). Даже высшие израильские сановники никогда не скрывали этой очевидной вещи. Ицхак Рабин говорил в своём интервью газете «Монд» от 28 февраля 1967 года: «Я не думаю, что Насер хотел войны. Эти две дивизии, которые он послал на Синай было недостаточно для ведения наступательной войны. Он знал это и мы знали это». А вот что отмечал вождь израильских правых Менахем Бегин: «В июне 1967 года мы опять имели шанс. Концентрация египетской армии на Синае не доказывает, что Насер действительно хотел атаковать нас. Мы должны быть честны сами с собой, мы решили атаковать его». А вот информация из «Нью-Йорк Таймс» от 11 мая 1997 года: «Моше Даян сказал ... многие перестрелки с сирийцами были намеренно спровоцированы Израилем и жителями кибуцев, которые оказывали давление на правительство, чтобы то захватило Голанские высоты, не сколько ради безопасности, сколько ради сельскохозяйственных земель... Они даже не пытались замаскировать свой интерес к землям. Мы отправляли трактор вспахивать земли в демилитаризованной зоне на которых вообще ничего не могло расти, и мы знали что по мере его продвижения сирийцы начнут стрелять. Если они не стреляли, мы говорили трактору продвигаться дальше, пока в конце концов сирийцы не выходили из себя и не открывали огонь».

А вот как израильское руководство вместе со своими американскими покровителями принимало решение, о начале войны против Сирии: «Единственным вопросом на повестке дня оставалось — что делать с Сирией, последним оставшимся арабским соседом Израиля, не затронутым этой войной. Даже в Америке эту ситуацию оценили как, мягко говоря, курьезную. Абба Эбан в тот момент находился с очередным визитом в США. В одной из встреч Макджордж Банди, советник президента Джонсона по национальной безопасности, сказал ему: «Не странно ли, что страна, которая больше других сделала для разжигания войны, вышла из нее нетронутой?» Сказанное в принципе выражало настроения Эшколя и его министров. Поэтому все министры — включая Эшкола — были в принципе настроены поддержать предложение начальника Генерального штаба И. Рабина, а именно: оккупировать Голанские высоты.

Не согласился только военный министр М. Даян. Он был убежден, что стоит только тронуть этого арабского соседа, «как русские немедленно заявятся» и будут сражаться бок о бок с сирийцами.

Министр Игал Аллон, сам в прошлом известный генерал и соперник Даяна, был другого мнения. Он заявил: «Сирийцы были основной причиной текущего кризиса, и они могут стать причиной всех будущих неприятностей для нас». Дальше он предложил атаковать их. «Что же касается русских, я не думаю, что СССР объявит нам войну из-за каких-то пяти километров. Я бы предпочел рискнуть».

Эшкол дальше проинформировал присутствующих, что он пригласил трех израильтян, жителей Галилеи, приехать на совещание и изложить свое мнение. Никто из министров не возражал. Даже Даян неохотно, но согласился, сказав при этом: «Я не думаю, что их слова изменят мое мнение, но я бы хотел послушать, что они скажут». Гостей пригласили в зал заседаний, и они в очень эмоциональных тонах рассказали, как невыносимо трудно им жить в тени сирийцев, которые со своих позиций на Голанах обстреливали израильские поселения. Они хотели, чтобы министры отдали приказ войскам атаковать Сирию, взять Голанские высоты и отбросить сирийцев на расстояние, исключающее досягаемость их артиллерийского огня».

Что действительно стояло за «благородным гневом» жителей Галилеи мы уже знаем из откровений Моше Даяна (Который в свою очередь был человеком исключительных личных качеств, и прославился в основном тем, что имел фронтовой гарем больший чем Рокоссовский и награбил «трофеев» больше чем Жуков).

Я не утверждаю, что приведённые мною данные дают исчерпывающую картину предпосылок «Шестидневной войны», но они мягко скажем, несколько усложняют ту идиллическую картину, где бедный Израиль геройски противостоит арабскому вторжению, что нарисовал нам Г. Комахин.

«Израильские благодеяния»

Достаточно интересно описывает г. Комахин судьбу жителей арабских земель после 1967 года. Согласно его версии, палестинцы бежали опасаясь «сионистских зверств» (По мнению Комахина видимо мифических, но палестинцам после 1948 года было лучше это знать. На эту тему существуют так же показания очевидцев, отчёты наблюдателей ООН и английских военных), а добрые израильтяне специально посылали за ними армейские автомобили, чтобы вернуть их домой. Давайте те отделим правду от мифологии. Прежде всего мне будет очень интересно посмотреть как Комахин будет доказывать, что жители деревень в окрестностях Латруна, 5000 жителей Восточного Иерусалима и 20 000 бедуинов Газы, в 1967 году добровольно покинули свои жилища. Какой-то элемент выбора в этом процессе конечно присутствовал — либо добровольно уходишь, либо получаешь пулю. В других районах, израильтяне действительно пытались задержать бегущих палестинцев, но мотивом этих действий была не гуманность, а прагматичный расчёт. Если в 1948 году Израилю требовалась земля, для колонистов (в рамках осуществления знаменитого сионистского лозунга — «Людям без земли, страну без людей»), то в 1967 году Израилю потребовалась дешевая рабочая сила, которая на этих колонистов могла бы работать. Подобной логике следовали ещё английские колонизаторы в Америке в 17 веке: когда им требовалась земля для поселения, они истребляли индейцев, и лишь позднее пилигримам пришло в голову использовать аборигенов в качестве партнёров для торговли и союзников в войне с французами.

Достаточно забавны рассуждения Глеба Комахина и о росте уровня жизни арабов под властью израильтян. Если жизнь палестинцев с 1967 по 1988 год и улучшилась, то смею его заверить, что израильские власти к этому не малейшего отношения не имеют. Более того, израильское правительство сделало всё возможно чтобы достичь обратных результатов. Из 620 миллионов кубометров воды имевшийся на Западном Берегу к 1967 году Израиль взял 500 миллионов кубометров для своих внутренних нужд, ещё 15 миллионов пошли на нужды еврейских поселений, а оставшиеся водные запасы были щедро оставлены палестинцам. У палестинцев было экспроприировано 23640 акров земли. Практически вся небольшая палестинская промышленность существовавшая в иорданский период, была задушенная налогами и конкуренцией со стороны поддерживаемых властями израильских компаний.

Израиль и колониализм

Представляет некий интерес тезис Комахина, что Израиль не имеет отношения к колониальной системе поскольку та якобы подразумевает исключительно отношения по типу колония-метрополия. «Меня и в школе и вузе учили, что в колониальной системе есть два субъекта — колония и метрополия». Плохо Вас учили Глеб! История Либерии, а так же большинства английских колоний заселенных выходцами из Европы значительно расширяют эту схему. Мало кто сомневается что расистский режим ЮАР это плод колониальной системы. Параллель между режимами Израиля и ЮАР признавались самими правительствами этих стран тесно сотрудничавшие с середины 70-х годов.

Отцы-основатели Израиля отлично осознавали, что колониализм это крёстный отец их проекта еврейского государства. Вот что пишет израильский историк Ави Шалим: «В каждом случае Герцель (основатель политического сионизма) представлял свой проект в той манере, которая лучше всего учитывала интересы слушателя. Султану он обещал еврейский капитал, Кайзера он уверля, что еврейские территории будут фортпостом Берлина, перед Чемберленом он раскрывал преспективу, что еврейские территории станут Британской колонией». Так они и произошло в 1918 году. Недаром Герцель писал, что «...я верю, что в Англии идея Сионизма, которая есть колониальная идея, будет легко понята». Англичане действительно всё поняли как надо и долгие годы именовали еврейскую колонию не иначе как «наш маленький еврейский Ольстер» во враждебном арабском море. Сегодня Израиль это уже не английский, а американский Ольстер, но суть дела от этого не меняется.

1948 год

Фраза «Разумеется, в них (израильских учебниках — А.К.) категорически отрицался геноцид арабского населения Палестины в 1948 году и прочие неблаговидные деяния режима» снова побудила Глеба Комахин взять копьё на изготовку и вызвать меня на святой бой с призывом углубиться в историю. Да ради бога. Только Глеб, есть две истории. История угнетённых и история угнетателей. История порабощенных и история поработителей. Та история, которую писали Энгельс, Троцкий и Михаил Покровский и та которую писали Волкогонов с Ричардом Пайпсом. Какую историю Вы хотите? Лично я свой выбор уже сделал.

Раздел Палестины спланированный империалистическими державами и присоединившимся к ним сталинским Советским Союзом привёл к страшной трагедии. Впрочем, это не уникальный случай — вспомним раздел Индийского субконтинента на Индию и Пакистан. Тоже «славное», «взвешенное» деяние которое привело ещё к одной полувековой мясорубке.

Сразу после решения о разделе Палестины сионистское руководство начало реализовывать так называемый план «Далет» по изгнанию арабского населения из Палестины. Это была программа этнических чисток и геноцида. Глеб утверждает, что «зачисткам» подвигались те арабские деревни, жители которых «почти поголовно» нападали на еврейские машины. Не удержусь и приведу цитату из книги Израиля Шамира «Сосна и Олива»: «Здесь они жили, арабские бандиты, и жены их бандитки, и дети бандитята, и бандитские ослы, и бандитские ослы в бандитских хлевах, и бандитские оливы и бандитские кактус, и всё это существовало тысячи лет, чтобы только мешать движению еврейских конвоев по шоссе». Нет, Глеб Вы не правы. Жители Дер Ясина — самого известного случая преступной резни учиненной боевиками Менахема Бегина были в прекрасных отношениях со своими еврейскими соседями. В большинстве из 33 арабских деревень чьё мужское населения было перебито, женщины изнасилованы а имущество разграблено, жители старались сохранять хорошие отношения с еврейскими колонистами. Проверьте если хотите! Можете взять книгу «О, Иерусалим!» вышедшую в той же серии «Библиотека Алия» — про Дер Ясин там точно написано. Даже у жителей сверх-лояльной по отношению к евреям арабской деревни Абу-Гош, на которую Глеб, Вы так неудачно сослались, после 1948 года было отобрано около 5000 дунам земли.

И ещё одно важное замечание. Я не являюсь и не собираюсь быть адвокатом палестинских или арабских националистов. Они в свою очередь виновны в целом ряде преступлений, за которые надеюсь они ответят по заслугам как и сионисты. Но ссылки на их преступления, не есть оправдание преступлений, которые совершил израильский режим. А то ведь знаете, и Гитлер перед началом Холокоста намекнул, что мол геноцид армян не у кого особого возмущения ведь не вызвал. А чем мы, немцы, хуже?

Левые могут без смущения говорить о преступлениях режима своей страны. Ведь ответственность за них несёт национальная буржуазия и капитализм. А зачем, говорящим от имени рабочего класса и всех угнетённых выгораживать своих врагов?

Об «израильском социализме»

По логике это должна быть самая короткая глава моего ответа. Дорогой Глеб, ну где вы нашли в сегодняшнем Израиле социализм? «Социализм» в этой стране существует только в больном воображение русскоязычных израильтян, посетителей ультраправых интернет — форумов. Им социализм мерещится повсюду, как Стомахину или Новодворской. Начиная с конца 80-х, в Израиле проводится массовая приватизация государственной собственности, которая по многим параметрам напоминала аналогичные процессы в России (предприятия продавались чиновниками за бесценок лицам близким к «кормушке»). Постоянно сокращаются социальные выплаты и пособия по безработице. Подробнее об этом Вы можете прочитать на русском языке в замечательной книге израильского экономиста Бориса Дубсона — «Богатство и бедность в Израиле».

Что же мы имеем сегодня? Посмотрим на цифры. 24% израильских наёмных рабочих получают менее двух третей от средней заработной платы. По этому показателю среди развитых стран Израиль уступает только США (25%). Зарплата 39.4% процентов наёмных рабочих не превышает установленной законом минимальной оплаты труда. Ещё 27.5% трудящихся работают на полставки. (в Италии этот показатель 12%, в США и Франции менее 15%, и лишь в тетчеровской Англии 23%). Доходы 20% богатейших израильтян в 7.6 раз превышают доходы 20% беднейших жителей страны (В Европейских странах этот показатель колеблется от 4.2-4.7 раз, в безусловно «социалистических» США богатые богаче бедных в 10.43 раза!). В целом по масштабам бедности Израиль занимает почётное второе место после США (17.9 и 17.7 процента бедняков от общего числа населения). Последовательная нео-либеральная политика проводящаяся правительством на протяжение последних 20 лет даёт основания полагать, что Израиль по количеству униженных и оскорбленных вырвется и на почётное первое место.

Может быть говоря об «израильском социализме» Глеб Комахин имеет в виду сельскохозяйственные поселения — кибуцы и мошавы? Спешу многих разочаровать. Даже в 60-х и 70-х годах коллективные сельскохозяйственные поселения составляли лишь небольшой процент в израильском сельском хозяйстве, где общий тон задавали частные собственники земель. Типа недавно ставшего овощем Ариэля Шарона, которому принадлежит поместье «Шекмим», где трудятся батраки-арабы. Да и режим в кибуцах можно назвать «социалистическим» только разве что глядя из России. Всю грязную и тяжелую работу в этих поселениях делали рабочие со стороны — жители бедных городов периферии и арабы. Кибуцники уже с конца 70-х выступали преимущественно в роли коллективных землевладельцев и надсмотрщиков. Пикантный особенностью этих «социалистических» поселений является их неприкрытый расизм — неевреям туда допуска нет (За исключением особо привилегированных особ, типа американского писателя фантаста Гарри Гаррисона, который описал израильское общество в ехидной пародии «Неукротимая планета») Долгое время в кибуцы не принимали и восточных евреев — сефардов.

Так что в Израиле с социализмом плохо. Правда, там говорят, что якобы в России до сих пор какие-то пережитки «светлого будущего» ещё существуют. Что вы на это скажите, Глеб?

К вопросу об альтернативе

Уважаемый Глеб Комахин твёрдо уверен, что лозунг единого социалистического государства для евреев и арабов является утопией. Чтобы доказать этот тезис он напоминает нам о таких малосимпатичных организациях как «ХАМАС», «Исламский Джихад» и «Фатах» (между прочем, и в Израиле хватает аналогичных организаций и группировок, с ходу могу назвать «Моледет» и «Зо арцейну») и выражает непреклонную уверенность в том, что попытка создания единого государства приведёт к немедленной взаимной резне евреев и арабов. А какую же альтернативу предлагает нам Г. Комахин? Похоже, её у него нет. Следовательно, израильтянам и палестинцам предстоит жить в нынешней атмосфере бессмысленного кровопролития ещё долгие десятилетия. До кой поры? Видимо, пока рак на горе не свистнет. Или пока израильские правые не осуществляет «добровольный трансфер» арабского населения Палестины. Или может быть, когда-нибудь Америке надоест поддерживать своего беспокойного и обременительного союзника? Такое ведь тоже не исключено. Ведь в своё время с сионистами порвали и англичане, и французы...

Может быть, Глеб поддерживает идею двух государств существующих бок о бок? Но это тоже утопия чистой воды. Палестинское государства не жизнеспособно. Его водные ресурсы, пути сообщения и границы находятся под полным контролем Израиля, которые использовал и будет использовать этот контроль в своих интересах. «Независимость» ничего не даст нищим палестинским массам, а следовательно можно ожидать продолжение активности «ХАМАСа», «Исламского джихада» и иже с ними.

Комахин много пишет об ужасах совместного еврейско-арабского существования в едином государстве (в основном в том духе, что «дай этим диким арабам волю, они всех перережут»), и не желает замечать, что арабы и евреи уже давно живут вместе на территории Израиля. И пока что не евреи подвергаются гипотетическим преследованиям, а арабские граждане этой страны являются жертвами дискриминации по национальному признаку. Правда процент арабского населения в израильском обществе всё возрастает. Ведь уровень рождаемости у арабов выше, чем у евреев. Так что рано или поздно мы получим дву-национальное государство естественным путём. В своё время господин Познер спросил Натана Щеранского, что тот думает о подобной преспективе, но бывший министр и бывший дисседент умудрился трижды (!) не ответить на трижды поставленный ему прямой вопрос. Думаю, что нечего ответить на этот вопрос и Глебу Комахину.

Напомним, что кроме арабов в Израиле постоянно проживает около 200 тысяч нелегальных эмигрантов, также не имеющих никаких гражданских прав. Число этих людей продолжает наклонно расти. Что же произойдёт, когда терпение этих людей истощится? Боюсь куда не кинь, а расово чистое еврейское государство о котором так беспокоится Глеб не имеет будущего. Так не лучше ли ликвидировать гноящийся пережиток колониализма как можно раньше?

Теза об идентичности «Ближневосточной Социалистической Федерации» и «Великой Сирии» делает честь эрудиции Г. Комахина. Абсолютно верно. И Палестина, и Ливан и Сирия в начале 20- ого века являлись единым целым, «Великой Сирией» («Великой» разумеется в смысле «большой»). Лишь после первой мировой войны эти земли были исскуственно поделены между империалистическими державами. В течение долгого времени население этих земель ощущало себя единным целым (из-за этого арабы Южной Сирии осознали себя «палестинцами» лишь в середине 20 века, да и то после долгих усилий израильтян). С исторической, социальной и политической точки зрения это единное пространство, и объединение этих территорий абсолютно естественно. То что с этой позицией в разное время из своих соображений соглашались и англичане и сирийцы лишь подтверждает правильность моих слов. Социалисты не собираются отказваться от лозунга Соединёных Социалистических Штатов Европы, даже если об единной Европе долгое время рассуждали и Гитлер, и Бриан и Шрёдер с Шираком.

Глупо и наивно ждать от ХАМАС или от Ликуда, что они захотят строить единную страну для всех народов, населяющих эти многострадальные земли. Это задача для совсем других людей — социалистов, коммунистов, интернационалистов. Марксистская партия объединяющая евреев и арабов — насущная необходимость для Палестины. Прислушаются ли арабы, евреи, христиане к той альтернативе, что предлагают им марксисты? Я не знаю. Мышление людей крайне консервативно, и они с трудом извлекают уроки из истории. Но иногда наступают моменты прозрения. В противном случае и израильтян и палестинцев ождает страшная развязка. Дилемма «социализм или варварство» как никогда актуальна и для Ближнего Востока. Лично я, выбирая социализм.

Я не хотел бы утомлять читателя и обсуждать каждый выпад Глеба Комахина, сделаный во имя благородной цели защиты бедного государства Израиль от внутренних и внешних врагов. Надеюсь, я пролил свет на самые важные вопросы касающиеся палестино-израильского конфликта. Напоследок скажу лишь одну вещь. Глеб, Вы бросаете мне упрёк, что я писал о преступлениях израильского режима, когда я жил в Израиле. Да Вы правы. Я эмигрировал в Израиль в 1991 году. Я состоял в сионисткой организации «Бней Акива». Я распевал весёлую песенку: «Идут железные роты еврейской мотопехоты, войне тогда придёт конце когда еврей поймёт свой вес». Я чертил на карте стрелочки будущих прорывов израильских войск до Нила и Ефрата и недоумевал, почему ЦАХАЛЬ в 1973 году не захватил Дамаск. «Ведь они же напали на нас!» Как писал один умный еврей (и даже бывший фарисей!) «Когда я был младенцем, я думал по младенческий». Потом я многое узнал, и изменил свои взгляды. Старый арабский рабочий из Газы с которым я работал на плантации, был мне гораздо ближе, чем еврейский банкир, которому эта плантация принадлежала. Я стал коммунистом, а для настоящего коммуниста важны два принципа: принцип пролетарского интеранционализма и понимания того, что главный враг это буржуазия той страны в которой ты живёшь. Когда я живу в Израиле, мои статьи направлены против сионисткого режима, врага еврейскийх трудящихся. Когда я живу в России — уж не обесудте если я не пожалею некоторые догмы российских «патриотов», тем более они того заслуживают! На том стою.

Артём Кирпичёнок