Рабоче-Коммунистическая партия Ирака и Иракская К

С расширением деятельности Рабоче-Коммунистической партии Ирака в центре и на юге Ирака, возникновением партии как влиятельной и радикальной марксистской силы в иракской политической жизни, и нашей способностью привлекать внимание широких кругов иракских масс и других арабских стран и арабских СМИ к нашей политике и взглядам, встал вопрос: Каковы различия между Рабоче-Коммунистической партией Ирака и Иракской Коммунистической партией? Здесь я сосредоточусь на наиболее существенных различиях. Отвечая на данный вопрос, я должен заранее оговорить, что эти две партии различны во всём. Тем не менее, в данной статье, я только упомяну основные аспекты различий, некоторые политические, исторические и практические примеры в роли и деятельности двух партий. Тем не менее, различия являются гораздо более широкими и не могут быть все упомянуты в данной статье.

Два разных движения

Наиболее существенное различие между этими двумя партиями заключается в том, что они принадлежат к двум разным движениям. Иракская Коммунистическая партия (ИКП) является партией реформистско-националистического движения (слово «национализм» здесь использован в широком смысле или так, как национализм понимается в английском языке [то есть от слова nation — «родина» («отечество»), «наша страна», «наш народ», «наше государство» — примечание редактора русского перевода], а не так, как он используется в арабской политической литературе [в русском языке сегодня эквивалентным термином является «национал-патриотизм» — примеч. ред. русск. перевода]). Подобно любой другой националистической [т.е. «народно-патриотической» — примеч. ред. русск. перевода] партии, ИКП, согласно её основному девизу (Свободная нация и Счастливый Народ), нацеливается на освобождение нации. Иракская Коммунистическая партия в своей программе и литературе разъясняет, что под «счастьем народа», она подразумевает развитие национальной промышленности и экономики и предписывает государственный капитализм в качестве экономической альтернативы. Согласно точке зрения ИКП, люди, состоящие из угнетающего капиталистического класса и угнетаемого рабочего класса и обездоленных, будут жить счастливо в освобожденной стране [нации] с развитой капиталистической экономикой. ИКП была учреждена в начале 30-х годов прошлого столетия, чтобы достигнуть этой цели, следуя буржуазной модели, которая преобладала в Советском Союзе после поражения Октябрьской Революции в конце 20-х гг. прошлого века. Другими словами, Иракская Коммунистическая партия является одной из партий буржуазных коммунистических течений, и её учреждали, чтобы достигнуть буржуазной цели в определенный период времени , используя престиж марксизма.

Напротив, Рабоче-Коммунистическая партия Ирака является частью социалистического движения рабочего класса против капиталистической системы. Это движение борется за мир, свободный от угнетения, классового разделения, обездоленности и лишений, которые сопровождают капиталистическую систему. Эта цель является одним из принципов Рабоче-Коммунистической партии Ирака. Эта партия была учреждена 21 Июля 1993 г. на основе учения Маркса. Это — марксистское течение, теоретические и политические принципы которого были очерчены Мансуром Хекматом. Оно является продолжением традиций Парижской Коммуны и Октябрьской Революции. До создания РКПИ, Рабоче-Коммунистическое движение появилось впервые как заметное общественное движение в Иракском Курдистане в контексте движения советов в Марте 1991 г. С тех пор и вплоть до создания партии, Рабочий Коммунизм был представлен несколькими политическими организациями и группами, которые возглавили борьбу рабочих и других обездоленных людей в обществе. Мансур Хекмат — вождь Рабоче-Коммунистического движения — человек, который проанализировал современный мир с точки зрения марксизма и написал программу рабочей революции и организации социалистического общества, подчеркивал, что он использует [понятие] Рабочий Коммунизм так же, как Маркс использовал слово «коммунизм», с тем, чтобы отличать это движение от распространенных буржуазных «коммунизмов».

Цель, за которую борется РКПИ, осуществится только через социалистическую революцию рабочего класса, который свергнет капиталистическую систему, упразднит частную собственность и наёмный труд и построит общество, базирующееся на основе общей собственности. Она осуществится через построение общества, где не будет никаких классов и где люди будут работать не для того, чтобы заработать на жизнь, а, напротив — для процветания общества, так как все потребности людей будут обеспечиваться обществом.

Два различных мнения о свободе и социализме

Иракская Коммунистическая партия, как любая другая националистическая [т.е. «народно-патриотическая» ! — прим. ред. рус. перев.] партия, считает, что свобода будет означать освобождение нации [т. е. «родины и народа» — прим. ред. рус. перев.] от сил, которые (согласно ИКП) оккупируют её, и что счастье народа будет достигнуто путём достижения этой цели. Мы считаем, что этот взгляд очень наивен, так как многие страны и нации освобождались от всех видов иностранной оккупации и все же огромное большинство их граждан лишены свободы и счастья и страдают от многих форм угнетения и эксплуатации. Взгляд Рабоче-Коммунистической партии Ирака на свободу совершенно отличается от этого взгляда. Согласно РКПИ, свобода означает освобождение [эмансипацию] от уз капитала и отношений наёмного труда в нашем обществе, от угнетения и от всех форм дискриминации, включая религиозную, этническую и сексуальную дискриминацию. Эта свобода не может быть достигнута без упразднения частной собственности и наемного труда.

Для Иракской Коммунистической партии, как и для других буржуазных партий, социализм — независимо от того, что он означает для них самих — является утопией или чем-то таким, что стихийно получится со временем в процессе развития общества. Они используют [понятие] социализм только для того, чтобы сеять иллюзии среди угнетенных классов. Реальная цель Иракской Коммунистической партии или, более точно, её социализм, в соответствии с той моделью, которая упомянута в её программе и СМИ, это, в действительности, передовое капиталистическое общество, в котором надстройкой является патриотическое буржуазно-демократическое государство.

С точки зрения же РКПИ социализм — это реальная и решающая цель, и таким образом она может быть и должна быть достигнута сегодня, в текущем обществе, так как все объективные условия для построения такого общества налицо. Достижение этой цели зависит от воли и практической деятельности ныне живущих людей. Если рабочий класс и обездоленные и добивающиеся равенства массы смогут сорганизоваться вокруг своей авангардной партии и продвинуться вперед сегодня, то они смогут достичь этой исторической задачи и таким образом смогут достигнуть счастья и процветания для всех членов общества.

Прогресс в промышленности и производственных мощностях, который является результатом усилий людского рода, достиг такого уровня, что достижение социализма — то есть общества, свободного от эксплуатации, классового разделения и наемного труда — возможно в самых отсталых странах мира. Можно построить общество, основывающееся на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Политической властью в такой системе является рабочее правительство [буквально: «правление рабочих» — прим. ред. рус. перев.] то есть социалистическая республика. Другими словами, это — государство на основе советов или Советов [приводится русский термин — прим. ред. рус. перев. ].

Два разных взгляда на реформы

Реформы, которых требует Иракская Коммунистическая партия, являются очень ограниченными и тривиальными. Она стремится внести некоторые неадекватные улучшения в жизненный уровень масс. Напротив, Рабоче-Коммунистическая партия Ирака борется за организацию социалистической революции, и одновременно она борется за наиболее глубокие и далеко идущие экономические, политические, общественные и культурные реформы в жизни всех граждан. РКПИ считает, что пока капитализм господствует, достижение этих реформ поможет рабочим организовать их революцию и построить социалистическое общество.

Реформы, которых требует Иракская Коммунистическая партия, всегда были беспочвенными; поэтому она не смогла реализовать их практически в течение всей своей жизни и таким образом оказалась неспособна внести малейшее улучшение в общество. Мы говорим беспочвенными, поскольку в такой стране как Ирак — одной из так называемых стран Третьего Мира — нет почвы для достижения таких буржуазных реформ. Причина проста: в этих странах, буржуазная власть, в соответствии с капиталистической экономикой, вынуждена быть диктаторской и угнетательской, а это противоречит буржуазному реформизму. Это делает возможность нахождения почвы для осуществления буржуазных реформ, подобных европейским, очень маловероятным. Единственные реформы, которые имеют реальную почву — это те, которые навязывают буржуазии левые [круги] общества и рабочее движение.

Следовательно, мы говорим, что борьба Рабочего Коммунизма за реформы и улучшение условий жизни имеет реальную основу, поскольку Рабоче-Коммунистическая партия Ирака старается навязать их буржуазии путём усиления политического и общественного давления рабочего класса, обездоленных масс и левых [кругов] в целом.

Различные политические и практические традиции и нормы

Иракская Коммунистическая партия стремится достичь своих буржуазных целей путём образования разного рода коалиций и союзов. С этой целью ИКП не гнушается вступать в союзы со всеми самыми реакционными буржуазными силами и врагами свободы. После краха монархии, когда рабочий класс в Ираке был хорошо организован и имел огромный потенциал, и когда ИКП пользовалась огромным влиянием и могла захватить власть, она просто поддержала буржуазный режим Абдула Карима Касима и таким образом удержала рабочих от захвата власти.

После баасистского переворота в 1963 г. кровавый режим обрушил свирепые репрессии на рабочих и левое движение; сотни [активистов] были убиты, включая членов самой ИКП. Вместо того чтобы встать на сторону рабочих и левых [сил] против этих репрессий, ИКП боролась за их оправдание под разными предлогами. Позже ИКП вступила в долговременный союз с баасистами и изображало их кровавый режим как силу, борющуюся за социализм, и, поступая так, она содействовала стабилизации их режима.

Когда баасистский режим обрушился на ИКП и затянул удавку вокруг её шеи, ИКП бежала в Курдистан и начала создавать союзы с курдскими этническими партиями, против которых она до этого сражалась в союзе с баасистским режимом. В течение последних 12 лет все буржуазные силы пытались прийти к власти, равняясь на США и поддерживая их бесчеловечную политику. Иракская Коммунистическая партия работала со всеми этими силами, включая этнические партии и исламские банды. Она вступала в союзы с ними и посещала конгрессы и собрания, организуемые государственным департаментом США и его шпионскими ведомствами.

В Курдистане ИКП участвовала в органах власти, созданных вооруженным ополчением курдских этно-племенных партий, чтобы добиться некоторых привилегий. Она продолжает поддерживать их правление, в котором отсутствует всякая законность. В ходе своей слепой поддержки реакционной политики этих партий, ИКП повернулась спиной к чаяниям, требованиям и протестам различных общественных движений, которые поднялись против этих партий и их бесчеловечных и угнетательских методов. Таким образом, ИКП несёт свою долю ответственности за те лишения, убийства и бедствия, которые причинили эти партии народу Курдистана. Более того, она вступила в союз с реакционными и террористическими исламскими силами. Чтобы подготовить почву для таких союзов, ИКП не только не разоблачала политику и поведение реакционных буржуазных сил, но она даже была готова покрывать реакционную политическую и классовую сущность их преступлений.

РКПИ же всегда настаивала на независимости рабочих и трудящихся масс и боролась, чтобы отделить их ряды на политическом и организационном фронтах от буржуазных сил и организовать их вокруг коммунистической политики и независимых классовых целей. Она всегда критиковала политику и практику всех буржуазных сил и разоблачала их реакционную и бесчеловечную сущность, повышая сознательность среди рабочих и тружеников. Она боролась, чтобы не дать этим силам осуществить их политику. Более того, РКПИ была в непрерывной конфронтации с этими силами по вопросу о правах и требованиях рабочих и обездоленных людей, и она понесла жертвы и столкнулась со множеством лишений на этом пути.

Иракская Коммунистическая партия является оппортунистической партией. Она светская со светскими, демократическая с демократами, националистическая с националистами и даже исламская с исламистами. Согласно её программе, ИКП является светской, тем не менее, на политическом и практическом уровнях она никоим образом не представляет светские силы. Она скрывает информацию от масс. Она соблюдает реакционные религиозные традиции и нормы и защищает их.

Вразрез с Марксом, который говорил, что религия есть опиум народа, ИКП заявляет, что ислам — революционная и освободительная религия, и она изображает угнетательских лидеров исламских движений как поборников уравнительной свободы [свободы и равенства]. Она использует глупые отговорки вроде уважения «народных запретов», чтобы оправдать свое восторженное участие в религиозных церемониях.

Вразрез со словами Маркса, что рабочие не имеют отечества, Иракская Коммунистическая партия призывает рабочих жертвовать ради родной земли. Она прославляет ложную национальную целостность, и таким образом она превращает рабочих и тружеников в резервную армию для националистического движения. Она поддерживает идею классового примирения между рабочими и буржуазией, и следовательно, просит рабочих пойти на компромисс и отказаться от своих интересов ради их сограждан, буржуазии, как и бороться против рабочих других национальностей и забыть общие классовые интересы рабочих всех национальностей.

Напротив, основывающееся на учении Маркса, РКПИ является партией крайне левой {максималистской) и крайне радикальной. Она критикует религию и решительно выступает против расизма и патриархата. Это — партия экстремистского [т.е. крайнего — прим. ред. рус. пер.] гуманизма и уравнительности. Она мужественно противостоит всем видам реакции и неравенства. Она всё сообщает массам и откровенно заявляет позицию коммунизма в отношении религии. Она разоблачает религиозное суеверие как средство для обмана, разделения людей и навязывания лишений и неравенства в обществе. Она противостоит делению людей на основе гражданства, религии, пола и расы. Все эти характеристики являются не только политическими позициями РКПИ, но также и организационными принципами, вокруг которых она ежедневно борется.

Два различных общественных направления: «Правые и Левые»

Иракская Коммунистическая партия, которая некогда заявляла о себе как о левой силе и связывала себя в некотором отношении с коммунизмом, ныне однозначно стоит на правом фланге общества и отказалась от этих своих прежних претензий. Она изменила всю свою политическую программу в конце 1980-х и начале 1990-х гг., когда произошли огромные международные события. Как указывалось ранее, эта партия была реформистско-националистической партией [т.е. реформистской и «народно-патриотической» — прим. ред. рус. перев.] и принадлежала к одному из блоков двухполюсного мира. Когда государственный капитализм зашел в тупик и произошёл крах Советского лагеря, ИКП, как и все другие аналогичные партии в Восточной Европе и странах третьего мира, зашла в тупик. Многие из этих партий либо распались, либо сменили название и последовали за волной «демократии». ИКП пришлось пойти той же дорогой, и она пошла по ней, но по-другому. В 1991 г. ИКП присоединилась к политике США и их планам в Ираке. Для ИКП была отведена жалкая роль на периферии планов США для Ирака и в их конфликте с тогдашним правящим баасистским режимом. Следовательно, ИКП больше не имеет ни малейшего отношения к рабочим, левым или коммунизму, даже если она поднимает тысячи флагов, украшаемых молотом и серпом. У ИКП отсутствуют основные левые характеристики, и она встроена во фронт правых сил.

На самом деле, патриотизм ИКП полностью беспочвенен и жалок, и, следовательно, её националистическая и патриотическая политика противоречивы и находятся во власти лицемерия и уклончивости. С одной стороны, она разделяет позицию с арабским национализмом и в последнее время находится в коалиции с самыми крайне шовинистическими арабскими националистическими партиями. С другой стороны, она разделяет позиции с курдским националистическим движением и вступает в коалиции с этими племенными партиями. Это происходит в то время, когда эти два движения (арабское и курдское националистические движения) находятся в непрерывной борьбе друг против друга на протяжении последних нескольких десятилетий. Следовательно, ИКП оказалось неспособной обеспечить для себя единую точку опоры даже в этих уравнениях, и она потеряла даже то слабое влияние, которое когда-то имела.

В отличие от этого, Рабоче-Коммунистическая партия Ирака представляет левое направление в обществе на всех фронтах. Она держит флаг левых, рабочих и коммунизма и она создала смелый и далеко идущий радикальный марксистский полюс (максималистский) в обществе. Она руководит левыми в теоретической, политической, и практической областях. Перед лицом правого полюса РКПИ защищает левых и их требования.

Некоторые примеры политических и практических позиций двух партий

Выше уже были упомянуты основные социальные и политические характеристики, отличающие две партии. На основе этих фундаментальных различий, каждая из двух партий заняла различные позиции по разным вопросам и событиям. Здесь я упомяну некоторые из них.

Из вышеупомянутых различий и политических позиций, которые занимают две партии, ясно, что между ними нет сходства или какого-либо родства. Более того, есть большое политическое и практическое сходство между ИКП и другими буржуазными партиями.

Следовательно, вместо того, чтобы спрашивать нас: «Каковы ваши различия с ИКП?», следует адресовать вопрос самой ИКП: «Каковы ваши различия с другими буржуазными партиями, которые поддерживают войска США и Великобритании в Ираке, федеральное временное правительство и соединение религии с государством и образованием?»

Заключение

И в конце, я хотел бы сказать левым [силам] в обществе, что Ирак вошел в новый этап и что иракская политическая арена открыта перед всеми общественными движениями, включая, конечно, коммунистическое, рабочее и левое движение. На этом новом этапе ИКП заняла ясную и открытую позицию рядом с правыми силами в обществе, рядом с США и исламскими и этнократическими силами. У неё отсутствуют левые или коммунистические черты.

В настоящее время знамя левых сил и коммунизма держит Рабоче-Коммунистическая партия Ирака. Эта партия ведет борьбу за рабочую революцию, свободу, равенство и реалистическое реформирование.

Десять лет тому назад эта партия сформировала свои политические и социальные принципы и выразила все цели и чаяния левых в своей письменной программе и политике. Будучи организованной силой, РКПИ остаётся твердо приверженной своей программе в отношении правых сил. Следовательно, всем тем, кто рассматривает себя как часть левых [сил], кто разделяет цели рабочего класса и его надежды на лучший мир, необходимо вновь поразмыслить о нынешнем положении ИКП. Им нужно пересмотреть свои социальные и политические позиции и, независимо от исторической связи с этой партией, покинуть её ряды и вступить в РКПИ, как это уже сделали многие коммунисты и левые активисты за последние 10 лет.

В течение этого периода многие из тех, кто рассматривает себя как часть левых [сил] в обществе, пришли к нам, движимые гуманистическим и уравнительными целями, они вступили в РКПИ и таким образом начали для самих себя новую историю. Товарищ Хекмат Котани — известная фигура Иракского рабочего и Коммунистического движения — явился примером этой тенденции, и он очень быстро занял руководящий пост в нашей партии.

В современной атмосфере в Ираке, занимаемые позиции очевидны для всех. ИКП является частью правых и фронта в поддержку США и других реакционных сил, даже если она могла представлять себя в качестве левой силы или связывать себя с левыми и коммунизмом до 1991 г. ИКП не является продолжением своей прошлой истории, так как она утратила все левые характеристики и стала частью правых. Она ныне вращается в орбите США и приняла политику правых во всех областях. Левые и коммунисты ныне имеют свое собственное руководство, и, следовательно, им больше не нужно прибегать к ИКП. Особое значение РКПИ состоит в том, что она размежевала и отделила левые ряды от правых сил. Эта партия является частью эгалитарного и рабочего фронта; она сейчас ведет борьбу за лучший мир и социалистическое общество.

Я призываю всех коммунистов и левых вступить в эту партию и использовать её в качестве средства борьбы и [тем самым] усилить движение к победе. Победа рабочих, левого коммунизма и человеческих чаяний зависит от победы этой партии.

Ребвар Ахмад, лидер Рабоче-Коммунистической партии Ирака