Гай Блоссий - первый профессиональный революционер

Историк Ю. Чернышев считал этого человека одним из первых политических консультантов. Тойноби называл его «элинским прототипом Маркса». Мне же кажется, то мы имеем все основания назвать уроженца Кум Гая Блоссия - профессиональным революционером античности.

Кажется, что термин «профессиональный революционер» всецело принадлежит к новейшему времени. Произнося его, мы вспоминаем об коммунистах, эсерах, анархистах или о суровых карбонариях, луддитах начала XIX века. Но люди посветившие жизнь борьбе за ниспровержение тирании действовали и в более отдаленые эпохи. Кем были агенты кальвинисткой Женевы XVI века, как не профессиональными революционерами? А ведь до этого Европа знала народные ереси, тайные общества крестьян, которые имели своих агитаторов и проповедников скрывавшихся от гонений властей и инквизиции.

О защитниках народа живших и действовавших в более отдаленные эпохи мы знаем гораздо меньше. О их деятельности доходят смутные мифы и краткие упоминания в трудах античных историков. Касательно жизни и деятельности Гая Блоссия мы тоже знаем очень немного. Его род происходил из итальянского города Кумы, в Кампании. Семья его была известна своими антиримскими настроениями. В 216 году претор Марк Блоссий выступал за союз с Ганнибалом, а шесть лет спустя братья Блоссии возглавили заговор, в ходе которого планировалось сжечь хижины в окрестностях Капуи, в которых расположилсь римские солдаты. Заговор был раскрыт из-за доноса рабов, а семья Блоссиев с тех пор воспринимался римской элитой как подозрительный и незалуживающий доверия род. Российский исследователь Чернышев делает интересное замечание: Блоссии для римлян были «поджигателями», что было самым страшным выражением неблагонадежности. Ведь в дальнейшем в поджигательстве обвинили участников заговора Каталины, а позднее и первых христиан. Бурная история семьи повлияла на жизненый путь молодого Гая. Как многие молодые италики из обеспеченных семей, он отправился получать образования в Грецию, где вскоре примкнул к школе стоиков. Примечательно, что оснаватель этой философской школы Зенон из Китиона в свое время разрабатывал утопию о всемирном государстве, где все люди равны - греки и варвары, мужчины и женщины, не будет ни денег, ни судов, а люди будут жить в гармонии с природой. Дальнейшая биография Блоссия, говорит о том, что он не только воспринял эти идеи радикальных стоиков, но и посветил свою жизнь чтобы реализовать их на практике. Вернувшись из Греции, Блоссий принимает активное участие в политической жизни Рима. Вместе с другим радикальным философом - Диофаном Мителенским он принимает участие в разработке проекта земельной реформы, которую поставил на повестку дня знаменитый трибун Тиберий Гракх (133 г. до н.э). Речь шла о наделение землей беднейших крестьян, влачивших нищенское существование. Проект реформы вызвали яростное сопротивление римских патрициев и крупных латифундистов. В конечном итоге, Тиберий Гракх был убит, Диофан был казнен, а Гай Блоссий был арестован и допрошен консулами. На следствие он выразил преданость Гракху ответив на вопрос, выполнил бы он волю Тиберия, если бы тот приказал ему поджечь Капитолий, так: „Я сделал бы это и поступил бы хорошо, так как Тиберий не отдал бы такого приказания, если бы оно не было полезно народу“. Затем, спасаясь от преследования властей Блоссий бежал из Рима. Его путь лежал на Восток, в Пергам. II-I века до н. э. были временем обострения социальных противоречей в рабовладельческом обществе. Угнетенные не желали мириться со своей участью. Происходят восстание рабов на Сицилии, движение Тиберия Гракха, волнения рабов на Делосе и в Аттике, восстание Маккавеев в Иудее. Французский историк Жерар Вальтер даже назвал этот период „первой интернациональной революцией трудящихся“. Правящие классы государств Средиземноворья были напуганы этим движением, и как и сегодня с надеждой смотрели на Запад, видя там силу способную справится с народом. Этой силой был Рим.

В 133 г.д. н.э. умер слабоумный царь Пергама Аттала III. По его завещанию, Пергамское царство передавалось Риму. Против этого выступил побочный брат Аттала - Аристоник, заявивший о своих правах на наследство. Собрав наемников, Аристоник начал военные действия, но они развивались неудачно для претендента на престол. И тогда по словам античного историка Страбона Аристоник сменил тактику: «Разбитый эфесцами в морском сражении при Киме, он бежал из Левк во внутренние области страны и быстро собрал большое количество неимущих людей и рабов, которых он призвал к свободе. Своих сторонников Аристоник назвал гелиополитами». Если сопоставить этот факт, с информацией что именно в это время в Малую Азию приехал Гай Блоссий, можно с большоей долей вероятности предположить, что именно он был инициатором прерварщения конфликта с Римом из династической свары в революционную войну. Именно он разработал идеологию сопротивления - борьбу за создание „Государства солнца“ («Гелиополиса») , на принципах свободы и братства. После реформирования движения, войско Аристоника одержало ряд побед, но затем на него двинулись не только римские легионы, но и войска перепуганых поднимающимся социальным движением малоазитских царьков. В 130 г. Аристоник был разбит, взят в плен и казнен. Гай Блоссий не желая попасть в руки римлян покончил жизнь самоубийством.

Но борьба классов и сопротивление римскому империализму не закончилось со смертью Блоссия. Есть сведения, что его наследие не пропало. По одной из версий, с идеями Блоссия был знаком легендарный вождь восставших рабов Спартак. Российский писатель Борис Попов выдвигает забавную гипотизу, о том, что идеи Блоссия попали в Иудею и стали основой учения есеев, а сам Гай Блоссий является упомянутым в есейских текстах «Учителем праведности». Возможно в будущим работа историков и археологов пополнит наши знания об этом незаурядном человеке. Мы же, со своей стороны должны позаботится, чтобы его имя не оказалось забытым в аналах социальной истории.

Мишулин А.В. Спартак, М. 1950 Попов Б.И. http://zhurnal.lib.ru/p/popow b i/pervoeznakomstvo8-5.shtml Чернышов Ю.Г. Блоссий из Кум, политический консультант. ancientrome.ru/publik/tchernyc/tcher01.htm Словарь Античности, М. 1994

А. Крамер
1917.com