Район номер девять

Есть в левой критике не очень приятная тенденция – притягивание за уши. Обронит, скажем, киногерой один раз за фильм фразу: «У меня нет денег», – и глаза у критиков тут же загораются дьявольским огнем: ага, классовая позиция! Бедные против богатых! – ну, и далее, по накатанной дорожке… При известной внимательности к деталям тут открывается широчайший простор для спекуляций: в разряд „левого кино“ могут угодить и „Матрица“, и „Терминатор“, и… ну, не знаю… „Гарри Поттер“, что ли…

В некотором смысле такой подход будет получше чем безапелляционное тиражирование ярлыков «буржуазности» и „реакционности“. Конечно, с финансовой точки зрения, любое большое кино, снятое в капстране, „буржуазно“ – деньги на него дает именно буржуазия, и не из меценатских побуждений, а в расчете на прибыль. И плевка в руку дающую она не поймет. Но идеология – явление неодноплановое. Если б каждому представителю класса строго соответствовала его „родная“ идеология, мир давно бы нежился в коммунистическом раю. И чем облегчит нашу работу клеймение очередного кинохита как „реакционной агитки“ – я, признаться, не пойму.

Но всё это, как говорится, присказка. Я хочу рассказать о фильме «Район № 9». Его не нужно тянуть за уши (щупальца) в стан „левого кинематографа“. Не к месту. Но и присочинять ему „социальную значимость“ нет надобности. Она заявлена авторами предельно ясно, не обманешься: „Район № 9“ – фильм о ксенофобии. О противоречии, непонимании, вражде между „своими“ и „чужими“. Причем чужие тут – „чужее“ не придумаешь: колония „заблудившихся“ инопланетян, нашедших на Земле неприветливое пристанище.

Итак, представьте: 20 лет назад над южноафриканским Йоханнесбургом зависла огромная летающая тарелка. Зависла – и всё. Шли дни, недели, а ничего не менялось. Когда ошалевшее от любопытства человечество решилось первым проникнуть в недра звездного корабля, глазам первопроходцев открылась поразительная картина: он оказался переполнен инопланетянами, но не приевшимися в фантастике «захватчиками» – а инопланетянами апатичными, обессилевшими, изможденными. Лишенными руководства (как выразился один рецензент, «инопланетный рабочий класс») и воли к жизни.

Картина, как ни странно, до боли знакомая. Признаться, сцена эвакуации и расселения невольных гостей живо напомнила мне кадры из… телепередач, сообщающих об очередной партии африканских беженцев, прибитых на утлом суденышке к берегам Италии или Испании. Та же крайняя степень измождения, то же безмолвное покорство судьбе… Право же, не нужно искать аналогий в глубинах космоса!

Итак, человечество оказалось невольным вершителем судьбы незадачливого инопланетного народца. Вместо «контакта цивилизаций», людям пришлось иметь дело с табором межзвездных бомжей: размещать, кормить, защищать… Естественно, идиллии не вышло. Нищие и голодные пришельцы принялись добывать пропитание всеми возможными способами, в том числе и не одобряемыми (хотя давно применяемыми) на нашей планете. В свою очередь, землянам не понадобилось много времени, чтобы от души возненавидеть чуждых „креветок“ (так прозвали инопланетян). Начались погромы и столкновения. В итоге, доведенные до отчаяния земные власти принимают решение переселить „гостей“ из стихийно сложившихся трущоб в специально организованное и охраняемое поселение, по сути – концлагерь. С этого и начинается сюжет.

Сам фильм снят в «постмодерновом» стиле псевдо-документалистики, наподобие нашумевшей и позабытой „Ведьмы из Блэр“. Только „Район № 9“, в соответствии с замыслом, мимикрирует не под любительские, а под социальные жанры: интервью, репортажи, оперативные видеосъемки. На время камера будто „забывает“ о своей документальной функции, потом вспоминает снова – однако ощущение правдоподобия происходящего не покидает зрителя даже там, где никакого оператора и быть не может. Но разве это удивительно? Инопланетян тоже не существует (во всяком случае, на Земле) – а вот поди ж ты, картина вполне реальная… Погромы, этнические стычки, массовые выселения - да разве это фантастика? Это, братцы, жизнь.

Впрочем, пришельцы в фильме вовсе не выглядят безгрешными ангелами, даром что сошли с небес. В правдоподобных интервью южноафриканцы выставляют им целый список обвинений: убили кого-то, пустили под откос поезд, и даже – о, ужас! – «не имеют никакого представления о собственности». Причем зачастую это говорят чернокожие жители ЮАР - сами недавние жертвы апартеида. Знакомая картинка, правда? В межнациональных конфликтах каждая сторона охотно засыпает противника бесчисленным градом бытовых упреков, реальных или мнимых – это, в сущности, неважно. Глубинные причины таких конфликтов всегда лежат глубже детсадовских разборок на тему „кто первый начал“. И в этом смысле, без сомнения, авторы „Района № 9“ в своем понимании ксенофобии идут гораздо дальше прекраснодушного либерального антифашизма или пластковой „толерантности“. Проповедники буржуазной политкорректности обычно стремятся уравнять социальные субъекты вплоть до полного обезличения, страшась признать, что в межнациональных (межрасовых) конфликтах одна из сторон зачастую действительно бывает МЕНЕЕ культурна – оттого, что БОЛЕЕ угнетена экономически. Беда как раз в том, что корень ксенофобии лежит отнюдь не в пласте бытовой „культуры“. А признание права на самобытность в буржуазном обществе запросто оборачивается консервацией „права“ на нищету, отсталость и угнетение.

Угнетают же «креветок» от всей души. Их терроризируют преступные банды, окопавшиеся в гетто – начиная со спекуляции и заканчивая поеданием плоти пришельцев в надежде заполучить их „магические“ свойства. Их истязают в лабораториях бежалостные ученые. С ними не церемонятся армия и власти, видящие в инопланетных трущобах всего лишь огромный рассадник проблем.

Интересный факт: инопланетное гетто для съемок не пришлось выстраивать искусственно. Прекрасная натура обнаружилась на окраине реального, не киношного Йоханнесбурга – лачуги тамошней бедноты. Когда будете смотреть фильм, не забывайте: в жизни там обитали не ктулхи с Тау Кита – а ЛЮДИ. Святой Маркс, да фантастика ли это?

Конечно, есть у «Района № 9» и недостатки. Многие сюжетные ходы шаблонны и предсказуемы. Экшн, хоть и зрелищный, иногда смотрится неуместно. Но ведь это кино, тем более не „левое“! И, если не придираться к мелочам, фильм вполне достоин просмотра и осмысления.

Барт Фарт
1917.com