Античный атеизм

Античная философия дала первые прекрасные образцы атеистического и критического мировоззрения. Это, конечно, был еще не научный атеизм, но все же это были первые хоть и робкие попытки реалистического объяснения мира. Атеистические мотивы проявляются уже у первых известных греческих философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Так, например, Анаксимандр объяснял дождь, гром и молнию естественными, а не божественными причинами. Он также отрицал сотворение людей богами, считая, что человек произошел от животных другого вида: «Первоначально человек произошел от животных другого вида, так как прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать себе пищу, человек же один только нуждается в продолжительным кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, не мог бы выжить». Милетские материалисты первыми объявляли природу свободной от вмешательства сверхъестественных сил. Они считали, что все возникло из материального первоначала. Каждый из них считал таким первоначалом ту или иную физическую форму (воду, воздух, огонь) или неопределенное материальное начало (апейрон). Гераклит Эфесский отрицал за богами роль творцов мира: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающим». Ксенофан впервые подверг рациональной критике богов. Он считал, что боги всех религий создавались людьми по своему образцу и подобию: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же голубоглазыми и рыжеватыми». И иронично добавляет: «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения, подобно людям, то лошади изображали бы богов, похожими на лошадей, быки же похожими на быков, и придавали бы [им] тела такого рода, каков телесный образ у них самих». Ксенофан не был атеистом, но его рационализм был объективно направлен против религии. Наивысшего пункта естественнонаучного объяснения явлений природы было выражено в атомизме Демокрита (ок. 460 — 350 гг. до н. э.) Согласно Демокриту Земля всего лишь один из бесчисленных миров Вселенной. По Демокриту, в природе все естественно и взаимосвязано, и нет ничего сверхъестественного: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Демокрит причиной возникновения религии считал страх перед непонятными явлениями природы. Он говорил: «древние, наблюдая небесные явления, как-то: гром, молния, перуны, сближения звезд (кометы), затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого — боги». Но все же Демокрит допускал наличие богов, которые состоят из материальных атомов, но они не играют никакой роли в мировых процессах. Идеи Демокрита оказали большое влияние на мировоззрение софистов. Софист Протагор (V в. до н. э.) по существу отрицал наличие богов. В отличие от Демокрита, который исходил из принципов материализма, атеизм софистов — это, в первую очередь, результат их оценки правовых и нравственных норм, и политического строя того периода. «О богах — говорит, Протагор — я не умею сказать, существуют ли они или нет, и каковы они по виду». По Протагору, чем больше размышляешь о богах, тем больше сомнений в их существовании. «Человек есть мера всех вещей», — провозгласил Протагор. В своей трагедии «Беллерофонт» Эфрипид открыто высказывает атеизм:

 На небе боги есть ... Так говорят, Нет! Нет! Нет их! И у кого крупица Хотя бы есть ума, — не станет верить Сказаньям старины.

Эврипид выводил свой атеизм из этических предпосылок, говоря, что: «Если боги делают зло, значит они не боги». Он считал, что мотивы всех действий и поступков людей имеют земные корни, нравственные нормы не предписания богов, а следствие естественного происхождения. Люди сами создают нравственные законы. Широкое распространение в античном мире получило учение Эпикура (342-271 гг. до н. э.). Он основал в Афинах свою собственную школу названную «Садом». В нее принимались на ряду свободными гражданами, рабы и женщины. Школа Эпикура в теории и на практике выступала против религии. Центральными в философии Эпикура являлись моральные проблемы, и в частности вопрос счастья человека. Он считал, что счастье — в самом человеке. Эпикур полагал, что только знания могут избавить от невежества и страха: «Нельзя разрушать страх относительно самых важных вещей, не зная природы вселенной, но подозревая истину в чем-нибудь из того, что рассказывают в мифах». Вред религии он видел в том, что она разрушает спокойствие духа, рождает всякого рода страхи и суеверия. Эпикур считал, что со смертью тела погибает и душа. Никакого загробного мира не существует. Поэтому не надо бояться смерти. Эпикур рассуждал: пока мы существуем, смерти нет; когда смерть есть, то нет нас. Идеи Эпикура нашли отражение в творчестве римского философа и поэта Лукреция Кара. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» он подвергает религию всесторонней критике. Вот как он объяснял происхождение религиозных суеверий.

 И оттого только страх всех смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причин никаких усмотреть и понять не умеют, И полагают, что все это божьим веленьем твориться. Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет: и откуда являются вещи, И каким образом все происходит без помощи свыше.
В Римской империи продолжилось развитие критики религии с позиций скептицизма, начатая древнегреческими софистами. Представителями этого направления были скептики: Пиррон, Карнеада, Секст Эмпирик. Скептики не утверждали, прямо, что богов нет, но они подвергали сомнению аргументы в пользу их существования. Выдвигая свои встречные аргументы. Секст Эмпирик, в своем сочинение «Пирроновы положения», в главе «О боге» задается вопросом, можно ли абстрактно решить вопрос телесна ли вещь или нет? Не зная свойств предмета, например, лошади нельзя понять ее сущности. Все это относится и к богу. Свойств бога никто не знает, каждый представляет его по-разному. Своей критикой Секст Эмпирик расшатывал религиозные устои, хотя он и не был последовательным атеистом.

Античный атеизм сыграл огромную роль в развитии атеизма и критического мышления. Пришедшее ему на смену христианство на долгое время прекратило любое свободомыслие.

Архивариус